1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №272 (1916) за 30.11.2004

ХИТ СЕЗОНА — "ПОМАРАНЧЕВЫЙ" ЦВЕТ

Когда-то мы и понятия не имели, что такое скидки. А теперь уже привыкаем к сезонным распродажам, полным распродажам, стали заглядывать в стоковые отделы и магазины. Перед Новым годом и Рождеством скидки просто переименовывают в праздничные, хотя, к примеру, в других странах распродажи практикуют после праздников. Зачем, дескать, делать скидки, когда народ и так сломя голову бегает по магазинам в поисках подарков? А вот потом, когда схлынет предпраздничный бум, собственно и начинаются распродажи.

ОРАНЖЕВОМУ СПРОСУ — ОРАНЖЕВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Для массовой кампании зимних скидок время еще не пришло, однако в этом году катализатором начала распродаж стали... акции гражданского неповиновения. В эти дни в столице безусловно лидируют оттенки оранжевого цвета, которые как никогда ярко смотрятся на фоне зимнего пейзажа и темной одежды. Торговля моментально среагировала на цветовой приоритет, и вот уже на базарных лотках свитера и вязаные шапочки модных оттенков отдают со скидкой, порой готовы скостить треть цены. "Мы не хотим заработать на "политическом" спросе, — говорит продавщица Валя с Троещинского рынка, — поэтому ставим минимальную цену. Пусть это будет наш вклад в общенародное движение".

В магазинах — похожая картина: на витринах "митингуют" манекены в "помаранчевых" куртках, шарфах и шапочках: на такую одежду в большинстве случаев установлены 10—20% скидки. То же самое — касательно одеял, полотенец, блейзеров революционной раскраски: они идут на "ура". В продаже появились не только носки модного оттенка, но и украшенные подковой и словом "Так!". И даже, вопреки сезону, плавки огненного цвета. В магазинах тканей, прямо "не отходя от кассы", кроят и шьют из оранжевой ткани платки, шарфики и шапочки. На прилавках кондитерских появились даже конфеты в ярко-апельсиновой обертке. Словом, спрос диктует предложение, а то отвечает взаимностью. Кстати, нашу моду подхватили и в Европе — там улицы тоже расцвели головными уборами и шарфиками "помаранчевого" колера.

Кстати, в декабре начнут продавать и товары с астрологической символикой. Так как грядет год Петуха, а петух обожает яркое оперение, астрологи советуют приобретать одежду кричащих тонов. Выходит, сегодняшние пристрастия в моде совпадают с "советами" звезд.

ПРЕДНОВОГОДНИЕ РАСПРОДАЖИ — УЖЕ НА ПОРОГЕ

На весь остальной ассортимент лишь единичные магазины начали устанавливать предпраздничные уценки: массовым этот процесс станет через недельку—другую. Психологически для покупателя притягательна любая скидка, даже в 5%, но когда на витрине красуется магическое "До 70%", это вызывает обоснованное сомнение. А откуда, скажет потребитель, вдруг такой аттракцион невиданной щедрости? Ведь очень часто подобным образом уценяют небольшое количество залежалого товара, остальное же — всего на 5—10%, предварительно... подняв цены. Поэтому неплохо бы знать, сколько это стоило "до того как". Однако в преддверии волшебного праздника, когда и дети, и взрослые ждут чуда, скидки воспринимаются как подарок. И неважно от кого: от магазина, фирмы, производителя, потому что психологически срабатывает стереотип — "от Деда Мороза". Словом, Новый год — двигатель торговли, и продавцы хорошо понимают, что после "долгоиграющих" зимних праздников в магазинах и на вещевых рынках начнется настоящий "мертвый сезон". Это точно та же ситуация, как и перед отпускным летним периодом. В течение всего января будут действовать скидки, потому что лишь в преддверии Дня влюбленных замаячит "подарочное" оживление в торговых рядах, и то это коснется в основном сувенирной дребедени. Игра стоит свеч, а потому товар, особенно неходовой, попытаются всеми силами сбыть. Совсем другое дело — товары длительного пользования. Для бытовой и офисной техники сезонных распродаж нет, а потому перед Новым годом в таких магазинах, как правило, стремятся увеличить оборот, сделав скидки. Особенно активно наши люди берут перед Новым годом телевизоры. Что касается одежды и обуви, то ее нередко уценяют до 40—50%. А вот продавцы косметики и парфюма, а также ювелирных изделий, несколько скупятся, и максимальная скидка здесь — 8—10%.

ОТ СВЯТОГО НИКОЛАЯ ДО СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА

На стыке ноября-декабря на предновогоднюю распродажу у нас обязательно "накладываются" осенние скидки. Можно чуть дешевле купить пальто из ткани без утеплителя, ветровки, спортивные костюмы, "облегченные" кроссовки, тонкие перчатки, "летнее" белье. Часто вывешивают ценники с перечеркнутыми цифрами — наглядность всегда впечатляет. Практичные граждане ищут в ворохе мехов и дубленок уцененное "деми". Не спешите в экстазе хватать уцененную вещь, порой это всего лишь хитрость торговцев и в соседнем ряду то же самое без всяких скидок можно купить на 5—10 грн. дешевле. Кстати, сейчас дешевле отдают и оставшиеся экземпляры зимней одежды из прошлогодней коллекции. "Навороченные" бутики нередко распродают остатки ультрамодной коллекции в два-три раза дешевле, чем в начале сезона.

Сейчас справочные службы столичных универмагов, магазинов одежды, бытовых товаров, мебельных и строительных магазинов еще затрудняются ответить, когда начнут действовать новогодние скидки. Как правило, отвечают: "Позвоните в середине декабря". Ожидается, что новогодние скидки будут практиковать и операторы мобильной связи, когда, к примеру, два пакета продают по цене одного. Салоны по продаже телефонов, как обычно, презентуют всевозможные новогодние акции и скидки, дабы привлечь доверчивых потребителей. Спешить не стоит, лучше просчитать, действительно ли предлагаемый продукт продается дешевле, чем раньше. Может, его цена поставлена с другими различными учетами, и на самом деле осталась той же или даже стала большей.

Еще не очень активно, но уже начинается продажа новогодней атрибутики: искусственных елочек, елочных игрушек, "дождика", фигурок Деда Мороза со Снегурочкой. Предлагают кулечки с зимней символикой, новогодние скатерти, клеенки, брелочки. Продавцы учитывают, что кроме главных зимних праздников, у нас в последнее время приобрел большую популярность День святого Николая, когда родители кладут ребенку под подушку небольшой презентик. А потому на рынках и магазинах большим спросом пользуются игрушки, сласти, видеокассеты, одежда.