1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №272 (1916) за 30.11.2004

"НЕ ХВАТИТ И КАНДИДАТСКОЙ СТЕПЕНИ, ЧТОБЫ ОСВОИТЬ ТОНКОСТИ УЧЕБНИКОВ", —

Если в древних цивилизациях идеальные учебники писались на папирусах и от руки, то сегодня школьники и студенты могут пользоваться электронными книгами. Новые нормы и стандарты литературы диктует время. Но идеален ли нынешний школьный учебник?

НЕКОТОРЫЕ УЧЕБНИКИ ПИСАЛИСЬ С "НУЛЯ"

После исторического 1991 года украинская школа оказалась на распутье. Поток готовых учебников на библиотечные полки резко прекратился. Если старые книги по таким предметам, как физика, химия или математика еще можно было использовать на уроках, то по истории или географии Украины нужно было создавать новые учебники. Пока ученые копошились по архивам, собирая информацию, учителя импровизировали на уроках. Кстати, педагоги по-разному оценивают то время. Одни называют его смутной полосой учебного процесса. Мол, еще неизвестно, как правильно в духе времени подавать предмет школьникам. Другие — наоборот радовались отсутствию навязанных стандартов. Преподаватели не ограничивались строгими рамками школьной программы, подавая материал больше ранее положенного объема. Школьники же учились не только конспектировать, но и работать с первоисточниками.

Первые отечественные учебники выходили в свет с трудом. Не хватало денег. Кроме этого, учебники по той же истории приходилось писать с нуля. В результате "первопроходцы" часто не вызывали восторга. Авторы "грешили" сухостью подачи информации. Видя, как школьники ломают "зубы" о "гранит" учебников, некоторые педагоги сами брались за перо, пытаясь упростить книги. В педагогических кругах это вызывало разные отзывы. Одни восхваляли преподавателей, бравшихся за адаптацию книг для школьников. Другие — считали эти книги не всегда приемлемыми для других преподавателей.

За годы независимости появилось много интересной литературы как от Министерства образования и науки, так и от частных издательств. Больше не приходилось говорить об нехватке учебников. В нынешнем году на издательство и доставку учебников выделено более 150 миллионов гривен, напечатано более 21 миллиона учебных книг, констатировал министр образования и науки Василий Кремень.

И хотя школьные библиотеки теперь постоянно пополняются новыми изданиями, вокруг современных учебников продолжаются дебаты. Так, одна из кафедр филологического факультета Киевского национального университета, пришла к выводу, что не хватит и кандидатской степени, чтобы освоить тонкости нынешних учебников. А опытные педагоги шутят, что хороших учебников вообще не бывает: бывают плохие и еще хуже. Идеал школьной литературы представляют все ученые, но на практике теория "безупречного учебника" вступает в противоречие со сложившимися стандартами.

КАЖДЫЙ АВТОР ДИКТУЕТ СВОИ ПРАВИЛА

Вот и выходит, что вроде бы рецепт идеального учебника прост, но создать его — титанический труд. "Учебник должен учить детей логически и творчески мыслить, делать выводы, классифицировать, работать с информацией. Авторам необходимо продумывать задачи для детей с разным уровнем подготовки, ряд интересных проверочных вопросов на запоминание и повторение, разнообразные творческие и развивающие задания. Чтобы дети легко ориентировались в океане информации, разработчики учебника должны создать удобную для восприятия школьников структуру книги: планы, выводы, вопросы. Необходимо выделить основные идеи, разделы справочной информации для любознательных, — говорит Зинаида Сиверс, ректор Киевского муниципального педагогического университета имени Бориса Гринченко. — Помимо этого, учебник должен иметь удобный формат для правильного размещения текста и другого наглядного материала: схем, таблиц, иллюстраций".

Казалось бы все — просто. Но в действительности, каждый автор диктует свои правила. Некоторые считают важным, чтобы школьники, начиная с младших классов, привыкали оперировать терминологией. Естественно, что, изучая определенную дисциплину, дети должны овладевать научными понятиями, но совсем не обязательно "забивать" в умы первоклашек все премудрости науки сразу. Ведь даже родители разводят руки, увидев столько умных слов в книжках своих чад, а детвора напрочь забывает их, едва закрыв книгу. Психологи уверяют, что подобную информацию для школьников нужно "сортировать" в соответствии с возрастом юных ученых. "В учебнике даже сложный материал должен быть подан доступно. Раскрывая понятия, необходимо учитывать психическое развитие ребенка. Так, у первоклашек "мифологическое" мышление. Чтобы они быстрее восприняли и запомнили термины, сложные понятия им лучше вплетать в различные истории, с героями которых они смогут идентифицировать себя, — делится опытом Зинаида Сиверс. — Для старших классов теория будет представлена в уже более широком объеме. Но при этом учителя опять-таки должны сохранять принцип наглядности, используя конкретные примеры".

Среди погрешностей современных учебников остается и нарушение логической последовательности. Даже не будучи большим специалистом, порой можно обнаружить "пропасть" между параграфами, разделами. Вместе с тем, еще в 50 годы XX века ученые пришли к выводу, что над созданием учебников должны работать, как минимум, три специалиста: дидактик, логик и психолог. К сожалению, сегодня этот основной принцип теории создания учебника нарушен. Поэтому зачастую пособие для предшествующего класса логически не соответствует последующему. Как уверяют специалисты, беда в том, что книги для разных классов пишут разные авторы. При этом каждый из создателей учебника выстраивает книгу следуя как правило только собственной логике.

СТАНДАРТЫ ЗАГОНЯЮТ В ТУПИК

Специалисты считают, что разрешить эту проблему поможет предварительная разработка концепции предмета от первого до последнего класса. При таком подходе не так уж важно, кто именно автор учебника. В рамках единой концепции каждый из них привнесет в книгу свой талант, и у каждого пособия будет своя "изюминка". Кстати, по такой схеме разрабатывается проект "Киевский учебник".

Сегодня рынок учебной литературы довольно разнообразный. В любой книжной лавке можно найти как минимум две-три книжки по одному предмету для одного класса. Естественно, школьники, а точнее их родители, вправе выбирать более подходящую для них литературу. Хотя, как отмечают специалисты, разница у этих книг невелика: меняются лишь подборка текста, иллюстраций и фамилия автора. Настоящей же вариативности по способу концентрирования информации и подачи материала у украинских учебников пока нет. Причина такого однообразия — обязательные стандарты и программа, в рамках которых написаны все пособия. Это касается и научно-методической базы, и полиграфии. Стандарты загоняют авторов в тупик. К примеру, как только издатели создают насыщенный хорошими иллюстрациями учебник на качественной бумаге, их сразу же упрекают в том, что книга тяжелее на 30—40 граммов положенной нормы, а значит — не годится для школьников.

Так, много шишек летело и в адрес "Киевского учебника" разработанного в рамках программы "Столичное образование". Мол, и бумага не та — мелованная, а не дозволенная хлорированная (!), и рисунки четкие цветные, вместо стандартных мелких черно-белых(!). Вместе с тем, по словам начальника главного управления образования и науки Киевской городской государственной администрации Бориса Жебровского, "Киевский учебник" получил ряд наград на разных книжных выставках и, кроме регионов, проектом заинтересовались россияне и белорусы.