1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №275 (1919) за 03.12.2004

ПЕРВЫЙ ОСКАР ДЛЯ СОВЕТСКОГО КИНО

Кого бы она не играла — царственную особу или кокетливую служанку, мужественного комиссара или женщину легкого поведения, героическую партизанку или актрису провинциального театра — легендарная украинская актриса Наталья Ужвий создавала на сцене театров и кино незабываемые женские образы. И всегда покоряла зрителей эмоциональностью, искренностью и жизненной правдивостью. В октябре исполнилось 106 лет со дня ее рождения.

ЕЕ ГЛАЗА ПОРАЗИЛИ ИЗВЕСТНОГО АКТЕРА

В годы гражданской войны в Золотоноше — узловой железнодорожной станции, ожидали отправки военные эшелоны. Бойцы, гуляя по городу, заходили в местный клуб — развлечься. В то время здесь шли любительские спектакли по пьесам Карпенко-Карого, Кропивницкого, Старицкого и др. Особенным успехом пользовалась молодая актриса с мелодичным "певучим" голосом и необыкновенными выразительными глазами. Это была Наталья Ужвий — дочь железнодорожника, родившаяся в Любомле и учительствовавшая в нескольких селах на Волыни, в том числе и в Вилии (в местном музее хранятся ее вещи и фотографии).

На сцене она выступала под псевдонимом "Алимова". Актриса была популярна среди красноармейцев и местных театралов. Ее родители считали, что игра на сцене — занятие несерьезное, "неподобающее" для порядочной девушки. Наталья Михайловна проработала шесть лет в школе и сыграла в любительском театре более 70 ролей (зачастую по нескольку в одной пьесе) и давно мечтаал о профессиональной сцене. По совету известного украинского писателя Ивана Ле, наперекор отцовской воле, зимой 1922 года она едет в столицу учиться актерскому мастерству.

В студии Киевского театра им. Шевченко состоялась встреча Ужвий с известным актером и педагогом Иваном Александровичем Марьяненко. На вступительном экзамене она играла отрывок из пьесы, которую много раз ставили в любительском театре — о страданиях униженной девушки. Марьяненко, несмотря на некоторую неуверенность абитуриентки, сразу почувствовал, что перед ним человек думающий, ищущий и, безусловно, талантливый. Больше всего его поразили глаза Ужвий. Позже он вспоминал: "Огонь в ее выразительных глазах то угасал, то разгорался".

Молодая актриса мечтала о ролях, в которых можно бы было показать величие и глубину женской души, ее готовность к самопожертвованию. Но самостоятельную роль в театре получила не скоро. Какое-то время играла в массовках и присматривалась к работе мастеров. Кстати, ???комиссаром в театре в то время работал Александр Довженко. Наконец ей доверили роль Сюзанны в "Свадьбе Фигаро" Бомарше.

В это время в Одессе, в соответствии с постановлением Наркомата образования, был организован Украинский драматический театр, названный "Театр им. Октябрьской революции". В числе других актеров туда на главные роли пригласили и Наталью Ужвий, которая к тому времени уже была достаточно известной. Сезон 1925—1926 г.г. открыла премьера пьесы "Полумьяри" Анатолия Луначарского, в которой действие разворачивается в условной стране Белославии. В этом эффектном спектакле в постановке Бориса Глаголина с эксцентрикой, акробатикой, фейерверком и даже выездом на сцену автомобиля Наталья Ужвий играла одну из главных ролей — Диану де Сигонкур, любовницу аристократа. Позже Иван Микитенко писал: "Ужвий в роли Дианы была неотразимой. От нее нельзя было оторвать глаз, ее голос завораживал зал".

СДЕЛАЛА СМЕХ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРИЕМОМ

В 1926 году театр "Березиль" был переведен из Киева в тогдашнюю столицу Украины — Харьков . В состав труппы столичного театра кроме мэтров Марьяненко, Крушельницкого, Антоновича вошли молодые, но уже достаточно известные актеры — Дмитрий Милютенко, Александр Хвыля, Софья Федорцева, Амвросий Бучма, а вскоре присоединилась и Ужвий. Начало сезона отметили премьерой пьесы Моэма и Колтона "Седи". Соблазнительной женщине легкого поведения Седи, роль которой исполняла Наталья Ужвий, удается совратить благочестивого пастора Девидсона. Природное чувство такта помогало Наталье Михайловне не допускать даже намека на вульгарность. Поначалу она не обратила внимания на совет режиссера "играть смех". Вскоре поняла, что, придавая смеху разное звучание, можно много чего выразить: удивление, иронию, торжество, насмешку... Впоследствии ее многозначительный и равнозвучащий смех стал одним из художественных приемов.

За девять лет Ужвий сыграла в Харьковском театре множество ролей, в том числе — Маклену в пьесе "Маклена Граса" Кулиша в постановке Леся Курбаса. Актрисе, которой к тому времени было за тридцать, тяжело было правдиво играть тринадцатилетнюю девочку.Со слезами на глазах она доказывала режиссеру: "Лесь Степанович, мне неимоверно тяжело физически и духовно создавать такой специфический образ". Постановщик был неумолим: "Будешь плакать ночью в подушку. А мне принеси работу. На то ты и артистка". Другой значимой работой этого периода стала Оксана в спектакле "Гибель эскадры" по пьесе Александра Корнейчука . Женщина-комиссар в исполнении Натальи Ужвий, одетая в кожаную куртку или матросский бушлат, была внешне сосредоточенная, суровая. Работая над образом, Ужвий искала женщину, которая могла быть прототипом Оксаны. Неожиданно вспомнила об известной большевичке Евгении Бош. Председатель Союза писателей поэт Иван Кулик, лично знакомый с Бош, описал ее внешность, характер, привычки и манеру поведения. Ужвий составила портрет своей героини и воплотила в сценическом образе Оксаны ее природную женственность, обаяние, доброту...

В "ДОН КАРЛОСЕ" НАШЛА СВОЮ СУДЬБУ

В 1936 году театр имени Франко отметил свой пятнадцатилетний юбилей и переехал в Киев. Труппа пополнилась блестящими мастерами сцены: Гнат Юра, Амвросий Бучма, Юрий Шумский и многие другие. Актерская работа Ужвий в театре Франко началась с роли королевы Елизаветы в пьесе Шиллера "Дон Карлос". Актриса знакомилась с литературой о царственных особах, изучала их внешность и одежду. Критики отмечали ее "королевскую осанку", умение "носить костюм", "держать паузу". Этот спектакль и в личной жизни Натальи Михайловны сыграл огромную роль. Ее партнером по роли был актер Евгений Пономаренко, который и в жизни стал другом, советчиком, помощником и последней любовью.

— Это была удивительная семья, — рассказывает племянница Евгения Порфирьевича, Наталья Анатольевна Пономаренко. — Их взаимная любовь, уважительные, теплые и нежные отношения были образцом для всех семейных пар франковцев. В этом "открытом доме" был культ театра. Приходили актеры, обсуждались сценарии, праздновались премьеры и т.д. Наталья Михайловна была хорошей хозяйкой: любила и умела готовить. На столе, как правило — белая, жестко накрахмаленная скатерть и такие же салфетки, красивая посуда, цветы, свечи в подсвечниках и искрящиеся вина в цветных графинчиках.

ПЕРВЫЙ ОСКАР В СОВЕТСКОМ КИНО

Великая Отечественная застала франковцев на гастролях в Москве. Потом пришлось ехать в эвакуацию — в Тамбов, затем в Семипалатинск, в Ташкент. И всюду коллектив радовал зрителей не только пьесами довоенного репертуара, но и премьерами. Наталья Михайловна вместе с другими известными актерами выезжала на передовую, в госпитали — поддерживать боевой дух армии.

Ужвий, которая к тому времени уже снялась во многих фильмах (в том числе в трилогии Григория Козинцева "Выборгская сторона"), предложили роль Елены Костюк в фильме "Радуга" по одноименной повести Ванды Василевской. Она долго сомневалась, не была уверена, что сумеет создать героический и одновременно трагический образ. Согласилась только после телеграммы режиссера Марка Донцова, который написал: "Не видел и не вижу в роли Елены другой актрисы, кроме Вас. Есть специальное решение по поводу Вашего участия в картине. Ванда Василевская и Корнейчук похлопотали, чтобы Вас временно отпустили из театра. Ждем".

Фильм снимали в 1943 году на Киевской киностудии, эвакуированной в Ашхабад. По сценарию действие происходит в Украине. С трудом находили места, напоминающие украинские пейзажи. А село специально для съемок "построили" на местном стадионе. Роль Елены Костюк удалась. Образ молодой партизанки, идущей на расстрел со своим убитым новорожденным сыном на руках, забыть невозможно. В этой работе — не только мастерство актрисы, но и частица ее сердца. Дело в том, что события фильма были до боли близки Наталье Михайловне. На оккупированной территории Украины остались ее родные и сын Михась...

Картина "Радуга" стала первым советским фильмом, удостоенным "Оскара". Наталье Ужвий присвоили звание народной артистки СССР (1944), она стала лауреатом Государственной премии СССР (1946). После войны Ужвий сыграла на сцене театра Франко множество женских судеб. В пьесе Островского "Без вины виноватые" Ужвий-Кручинина была настолько естественной, играя горе матери, потерявшей сына, что зрители рыдали. А актриса на каждом спектакле заново переживала страшную потерю — смерть единственного сына...

— Михась был необыкновенно добрым, ласковым и отзывчивым мальчиком, — рассказывает Наталья Анатольевна Пономаренко. — Отлично учился в школе и институте, был гордостью семьи. Беда пришла неожиданно: Михась заболел туберкулезом и умер (в те годы эта болезнь была неизлечима).

Эта боль никогда не покидала Наталью Михайловну. Ужвий неоднократно возвращалась к теме матери — одной из последних ее ролей в кино была мать Сергея Есенина в фильме Сергея Урусевского "Пой песню, поэт!"

ДАЖЕ ДОМА УЖВИЙ ХОДИЛА В ТУФЛЯХ НА КАБЛУЧКАХ

— В день спектакля Наталья Михайловна, как правило, ничего не ела, только пила кофе, — вспоминает Наталья Анатольевна. — В театр приезжала за полтора часа до начала спектакля и внутренне готовилась к роли. После третьего звонка жила на сцене.

Будучи уже в солидном возрасте, Ужвий не позволяла себе "состариться и опуститься". Постоянно поддерживала форму — и творческую, и физическую. Никто никогда не видел Наталью Михайловну в домашнем халате, непричесанную, без макияжа. Даже дома, к завтраку она выходила в туфлях на каблучках, всегда элегантно одета. Следила, чтобы и муж (мой дядя) всегда был в белой накрахмаленной сорочке. С годами сгладилась разница в их возрасте (Ужвий была старше мужа на 11 лет), а взаимное уважение и любовь друг к другу безмерно возросли. Вместе они прожили около 50 лет.

До последних дней Наталья Михайловна поражала своей работоспособностью, умудряясь совмещать работу в театре с общественной деятельностью. Десятки людей обращались к ней, просили "помочь", "посодействовать", "походатайствовать". Ужвий ходила по инстанциям и, пользуясь своей известностью, как правило,своего добивалась.

Наталья Ужвий долгие годы возглавляла Украинское театральное общество, по ее инициативе был создан "Дом ветеранов сцены" для одиноких артистов-пенсионеров в Пуще-Водице, который носит имя Ужвий.

В апреле 1986 года, уже зная о своей неизлечимой болезни, Наталья Михайловна в последний раз вышла на сцену. Она играла Розу в спектакле "Ретро". Как в былые годы, ее походка была легкой, движения — пластичны, звучал необыкновенный голос, светились изумрудные глаза. А через два месяца ее не стало…

— Дядя после смерти жены не мог больше работать в театре, — вспоминает Наталья Анатольевна Пономаренко. — Говорил, что "видит" ее там повсюду. И, несмотря на уговоры начальства, уволился...


СПРАВКА
Народная артистка СССР Наталья Ужвий снялась в 18 кинофильмах, в том числе: "Тарас Трясило" (1927), "Прометей" (1935), "Я люблю" (1936), "Назар Стодоля" (1937), "Выборгская сторона" (1938), "Кармелюк" (1939), "Майская ночь" (1940), "Радуга" (1943, Госпремия, Оскар), "Тарас Шевченко" (1951), "Калиновая роща" (1953), "Украинская рапсодия" (1961), "Пой песню, поэт!" (1971)