1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №276 (1920) за 04.12.2004

"Я ОТДАЛАСЬ НА ВОЛЮ БОЖЬЮ, И МОЯ ЖИЗНЬ УСТРАИВАЕТСЯ"

Заслуженная артистка России, кинорежиссер, и.о. первого секретаря Союза кинематографистов Российской Федерации, декан факультета кино и телевидения Московского, член попечительского совета Белогорского Свято-Николаевского монастыря Елена Цыплакова в кино с 14-лет — с тех пор, как снялась в фильме Динары Асановой "Не болит голова у дятла".

Ее актерская карьера складывалась успешно. Но однажды в Африке актриса заболела смертельной формой малярии, перенесла тяжелую операцию и чудом вернулась с того света...

Она хотела навсегда уйти из профессии, долго не снималась. Только вера в Бога и переосмысление жизненных ценностей помогли Елене Октябревне вернуться к жизни. И в кино она пришла уже в ином качестве. Ее режиссерские работы не менее талантливы, чем актерские.

Днепропетровск для уроженки Ленинграда стал еще одним родным городом. Вот уже девять лет Цыплакова приезжает сюда по нескольку раз в год — к своей духовной наставнице Софии.

"КОЛИЧЕСТВО САМОУБИЙЦ В РОССИИ ЧУДОВИЩНО"!

— Елена Октябревна, вы уже известны как режиссер. Над чем сейчас работаете?

— Читаю большое количество сценариев, ищу подходящий. Хочется сделать картину о внутренней жизни человека, о том, как он пытается выжить, выполняя Божьи заповеди.

Кино ведь может развратить и испортить, а может и созидать, учить чувствам, культуре поведения. Хочется такую историю найти. Однажды ехала в поезде и читала сценарий о Сергии Радонежском. Но о святых снимать сложно — приходится что-то домысливать. И к тому же не знаю, как церковь будет реагировать. Тем не менее там заложены очень нужные сегодня мысли. Как сказано в Библии: имеют уши и не слышат, имеют глаза и не видят, потому что их сердца окаменели. Вот как сделать сердца живыми, теплыми, чтобы они видели и слышали? Нам повезло: нам помогает София.

— До встречи со своей духовной наставницей вы верили в Бога?

— София помогла мне пойти по этому пути, она — мой духовный учитель.

— А как вы познакомились с Софией?

— Нас познакомила подруга. Я тогда была в очень тяжелом физическом состоянии,серьезно болела . Но даже не это меня волновало, больше беспокоило внутреннее состояние. У меня была семья, богатый дом, была работа, призы, но в душе возникло какое-то ощущение краха, понимание того, что я не так живу и что-то во мне не то. Знаю, что у многих людей после 30 лет наступает кризис среднего возраста по очень простой причине — человек созревает для духовной жизни. Ведь огромная масса людей думают о смысле жизни, о своем предназначении, но не знают, как к этому подступиться. В премудростях Соломона, в Библии сказано: доколе, невежды, будете жить в собственном невежестве? Человек должен познавать. И очень важно, чтобы и искусство, и средства массовой информации, любой человек, который имеет трибуну, помогали другим найти этот выход.

Количество самоубийц в России чудовищно. Это говорит о том, что у людей нет внутреннего стержня, им не на что опереться. Духовной жизни тоже нужно учить.

— Каким образом происходило ваше возвращение к полноценной жизни после тяжелой болезни?

— Все произошло без какого-либо медицинского вмешательства. У меня была очень сильная вера в то, что я могу исцелиться через покаяние, и я отказалась от лекарств. Я вернулась в профессию, из которой уже собиралась уйти. Какое-то время у меня было ощущение дискомфорта в том, что я делала.

Сейчас легко отказываюсь играть те роли, которые мне не подходят по разным причинам. Буду снимать свое кино — пусть оно не напрямую проповедует, а ведет разговор о добре и зле. Работая над своим детским фильмом "Полосатое лето", я переживала, что у меня нет того контакта с продюсерами, какого хотелось бы. Люди боятся напрямую говорить о Боге, хотя я предлагала это сделать интересно, не назидательно и не скучно. Но просто показывать, что плохо, что хорошо — тоже важно.

После того, как шестисерийная картина была закончена, мы отдали ее на все телеканалы, но тут возникли проблемы. В России вышел закон, запрещающий рекламу в детских фильмах. Считаю, это правильно. У взрослого человека сознание натренировано, он способен "выключаться" на время рекламы. С другой стороны, телеканалы к киноделу относятся как к коммерции. Несколько месяцев картина лежала в подвешенном состоянии, но вскоре она вышла на видеокассетах. (А потом прошла и по телевидению. — Авт.)

В фильме снимались днепропетровские дети Вадик Саютин и сын Софии, Виталик (в роли видеоинженера), который играл в сериале "Семейные тайны". В фильме много приключений, очень интересные песни Николая Парфенюка, которого нашел Владимир Еремин, наш продюсер. Получилась, по-моему, добрая и милая картина. Дети 12—13 лет в ней проявляются уже как личности и граждане. Они отстаивают лес от браконьеров, когда взрослые опустили руки, находят клад, поют очень красивые песни, создают свой ансамбль "Полоса препятствий". Таким поначалу было и рабочее название фильма, потому что дети по сюжету преодолевали препятствия как бы внутри себя, в своей жизни. Но потом мы решили название смягчить.

— Как удается находить продюсеров для ваших некоммерческих фильмов?

— Самое удивительное, что все те проекты, которые я уже осуществила, мне предложили. То есть, если мы хотим что-то сделать и на это есть благословение свыше, то устраивается все — находятся и продюсеры, и деньги, и все происходит как надо. Все во власти Божией.

— Как браки — все устраиваются на небесах? А ваш брак как устроился?

— Я не замужем, живу одна. Несколько лет назад мы разошлись с мужем. Теперь я вся в служении, насколько это возможно.

— Извините, не знала о вашем разводе. Расскажите о своей деятельности в Союзе кинематографистов.

— Происходит очень много интересного. Собираем молодых кинематографистов со всех регионов России и ближнего зарубежья. Ведь культурное, духовное пространство никакими границами не разделишь. Радостно, что церковь повернулась к киноискусству, потому что кино — огромная трибуна, охватывающая миллионы людей и миллионы сердец. Люди смотрят телевизор и воспитываются на том, что видят, особенно молодежь. Поэтому важно говорить о том, чтобы в кино была внутренняя цензура.

"МЫ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ ПРОЩАТЬ"

— В вашем фильме "Семейные тайны" много говорилось о предательстве близких. Вас предавали? Прощаете предательство?

— Прощаю. Это самое главное качество верующего человека. Мы должны научиться прощать. Если мы кого-то не простили, то по-большому счету не имеем права даже молитву "Отче наш" прочесть, попросить прощения у Бога. Как прощаем мы, так и нам прощается. Именно в этом любовь. Показатель прощения: когда ты не помнишь, что тебя пытались обидеть. На самом деле обида — проявление гордыни, очень страшный, смертный грех. И люди себя этим сильно ранят, в первую очередь страдает сердце, сосуды, головной мозг. Если человек не прощает, он не способен проявить любовь, божественные качества. Тот, кто пытается сделать вам больно, делает зло себе и своим потомкам. Если в этом грехе не раскаяться, он ляжет на весь род, может проявиться в заболевании. Обидчика можно только пожалеть, посочувствовать ему и попытаться остановить. Получается, что человек болен, а вы его еще как палкой бьете.

— Говорят, талант — дар Божий. Но многие люди переживают трагедию нереализованности таланта...

— Вы знаете, если Господь что-то не дает, значит человек чего-то не понимает. У меня закрывалось несколько проектов. После того, как пришла к Богу, я поняла, почему они закрылись. Теперь благодарю Господа за то, что не сняла картины, которые мне тогда нравились, казались нужными людям. В финале одной из них главный герой должен был покончить с собой, причем, романтически. Представляю, какой был бы соблазн для других!

— Елена Октябревна, и все-таки таланту нужно помогать?

— Ну, как ребенку, вначале нужно помочь, а дальше пусть он сам...

— Как вы подбираете актеров в свои картины? Какие качества больше цените – человеческие или профессиональные?

— Поскольку я делаю профессиональную работу, безусловно, профессиональные качества очень важны. С человеческими недостатками, которые не нравятся, можно смириться или помочь человеку от них избавиться. Конечно, хочется работать с людьми, которые ответственно относятся к своей профессии. Их видно всегда.

— А если вы ошиблись в человеке, прекращаете с ним общаться?

— Наши ошибки заключаются в том, что мы часто придумываем людей. Видим их такими, какими хочется видеть, а они, может быть, не соответствуют нашему представлению. У меня открылось такое счастливое качество — в первую очередь вижу в человеке хорошее.

— Но потом бывает больно разочаровываться в ком-то?

— Больно бывает тогда, когда мы требуем от человека каких-то изменений. А если понимать, что у каждого свободная воля в поступках, чего тут обижаться? Человек решил, что нужно жить именно так. Вольному воля.

— Вы сотрудничаете с Всеукраинской общественной организацией "Женщины XXI века". В чем, по-вашему, заключается женское счастье?

— Думаю, что понятие счастья у каждого свое. Это даже не зависит от сложившихся обстоятельств. Это просто отношение к миру. Можно жить одному и иметь огромную духовную семью, как я, например. Сказано у пророка Исайи: "Радуйся, нерождавшая. У тебя детей больше, чем у той, которая при муже. Раскинь шатры свои". Каждый человек может организовать свою жизнь, какой бы она не была, и жить счастливо, если он умеет быть благодарным Богу. Человек неблагодарный — ни Богу, ни близким — никогда не будет счастлив. Умение быть благодарными — это, наверное, и есть залог счастья любого человека.

— В одном вашем интервью прочла, что вы пытались сами писать сценарий…

— Сейчас не пишу. Дорабатываю, скажем так. Очень суетная жизнь, а для сценария нужно уединяться, сосредотачиваться. У меня не получается, да и идея должна вызреть.

— А как с актерской карьерой?

— Моя жизнь сегодня настолько наполнена — и заботами, и работой, и различными интересами, что тосковать по ролям некогда. Почему я играла целительницу Софию в сериале "Семейные тайны"? Такие вещи нельзя играть. Это не была игра: я говорила то, что думаю и чувствую: о заповедях, законах жизни, целительстве. Мы показали методику — у нас ведь главный герой исцелился от рака.

— Детские или взрослые фильмы интереснее снимать?

— Не ставлю такой цели — для детей или для взрослых снимать кино. Я отдалась на волю Божью, и моя жизнь устраивается, Господь меня ведет.

— Когда-то вы любили жить на даче...

— Нет, я давно живу в Москве. И все свободное время отдаю профессии, занимаюсь духовной практикой. У меня тоже открылись дары, приходят люди, которым нужна духовная помощь. Насколько мне дает Господь, настолько я и помогаю людям.

— Занимаетесь ли домашним хозяйством, готовить любите?

— Раньше готовила, теперь некогда. По хозяйству помогает помощница.

— Посты, наверно, соблюдаете...

— Вы знаете, диеты Богу не нужны. Важнее диета духовная.


ДОСЬЕ
Елена Октябревна Цыплакова родилась 13 ноября 1958 года в Ленинграде в семье художников-графиков. Окончила ВГИК как актриса (мастерская Л.Кулиджанова и Т.Лиозновой) и режиссер (мастерская А.Алова и В.Наумова).
"Не болит голова у дятла", "Школьный вальс", "Адам женится на Еве", "Мы из джаза", "Д'Артаньян и три мушкетера" — актриса.
"Камышовый рай" (главный приз фестиваля в Сан-Себастьяне, 1989), "На тебя уповаю" (спецприз фестиваля в Швейцарии и Гран-при Московского кинофорума "Хрустальная слеза"), сериалы "Семейные тайны" (2001), "Полосатое лето" (2004) — режиссер.