Выпуск газеты Сегодня №278 (1922) за 07.12.2004
СТОЛИЧНЫЕ МАРШРУТКИ НАМЕРЕНЫ РЕЗКО ПОВЫСИТЬ ЦЕНЫ
МНЕНИЕ МАРШРУТОЧНИКОВ
Вот мнение одного из столичных перевозчиков, который высказал свою позицию нашей газете: "Двукратное повышение стоимости топлива негативно сказывается на качестве обслуживания пассажиров. Судите сами. Если из оплаченной за проезд одной гривны раньше на топливо уходило 15 копеек, то теперь — 29. Поскольку такие перевозки осуществляются на бездотационной основе, а стоимость проезда в Киеве отпускать (читай — повышать) не разрешают, то разницу в 14 копеек приходится компенсировать из средств, предназначенных для текущего ремонта машин и будущего обновления подвижного состава. А еще каждый перевозчик, чтобы не "прогореть", вынужден идти на непопулярные меры: реже ездить по маршруту, уменьшать количество рейсов за день, в результате чего практически все маршрутки битком набиты пассажирами.
В то же время большинство трамваев, троллейбусов, автобусов ходят полупустыми: людям во всех отношениях выгоднее ехать в переполненной маршрутке, нежели в коммунальном транспорте. Получается перекос какой-то. Чтобы избежать его, считают маршруточники, нужно разрешить перевозчикам отпустить цены на проезд. Тогда часть пассажиров маршруток вернется в "коммуналку" и принесет ей доход. Маршруточники же получат возможность не подменять собой общественный транспорт, а обслуживать оставшихся пассажиров в соответствии с выложенными деньгами, то есть "на уровне", а также своевременно обновлять и ремонтировать подвижной состав".
Перевозчики предлагают установить такие тарифы: на маршрутах длинной до 5 км (сейчас — 60 коп.) — 1,25 грн., от 5 до 10 км (сейчас — 75 коп.) — 1,50 грн., от 10 до 15 км (сейчас — 1 грн.) — 2 грн. и выше 15 км (сейчас — 1 грн.) — 2,50 грн.
Сергей Мушта, заместитель начальника хозрасчетной службы перевозок КГГА:
— Вопрос о пересмотре тарифов на проезд в маршрутках мы вынуждены поднимать. От этого, увы, никуда не денешься. Перевозчикам нужно возвращать полученные кредиты, топливо подорожало за год вдвое, также — запчасти. По этому поводу столичные перевозчики не раз обращались к нам, предоставляя свои расчеты. У большинства, в лучшем случае, рентабельность выходит на ноль. Ситуация — сложная. Думаю, в ближайшее время будем собирать всех столичных перевозчиков и решать как действовать дальше. Когда именно и на сколько измениться цена проезда, сказать не могу. Отмечу лишь, что столичные маршруточники, в отличие от Днепропетровских, сами цены повышать не будут. Для этого нужно согласие главного управления транспорта.
МНЕНИЕ ОБЫВАТЕЛЯ
Разговоры о повышении цен на проезд в городском транспорте ведутся не первый год. Но до сих пор каким-то чудом удавалось удерживать таксу на нынешнем уровне. Пока речь идет о маршрутках, дескать, солярка с запчастями подорожали. А кредиты выплачивать надо, а машины ремонтировать надо и так далее. Параллельно выдвигается следующее: подорожает проезд в маршрутках — люди пересядут в автобусы, трамваи и троллейбусы, и город от этого только выиграет. Ой ли! Наивно надеются, что талончики в коммунальном транспорте после этого будут продаваться по 50 коп.
Изменять своим привычкам народ не станет. Те, кто мог заплатить 1 грн. за проезд в маршрутке, тот, скрипя зубами, будет выкладывать и полтора "рублика". Привыкшие же кататься в троллейбусах бесплатно будут продолжать в том же духе. Речь не о льготниках. А, впрочем, и о них тоже. Государство жмется с дотациями на их перевозку. И сколько бы цены не повышались, ситуация не изменится.
Есть ли альтернативы подорожанию? Да. Если исправно выплачивать компенсации за проезд льготных категорий населения — раз. Если, наконец-то, рассчитать реальную себестоимость перевозки одного пассажира (сейчас только маршруточники знают, во сколько им обходится один пассажир) — два. Если упорядочить армию и график работы билетных кассиров, кондукторов, контролеров (после восьми вечера народ спокойно может ездить бесплатно) — три. Можно назвать и четвертый и пятый способ, как избежать подорожания. Увы, до этого руки у города не доходят. Куда легче просто повысить цены. И никого не волнует, что, например, воспитатель из своих двухсот с лишним гривен зарплаты с трудом выкраивает по 30 грн. в месяц на проезд. Нетрудно представить, что будет, если талончик станет дороже 50 копеек.
МНЕНИЕ ГОРОДСКИХ ВЛАСТЕЙ
— Есть указ Президента относительно урегулирования тарифов во всех сферах коммунального и бытового хозяйства, включая транспорт, — заявил Александр Омельченко, городской голова. — Постановление правительства вступает в силу с 1 января 2005 года. Однако говорить о том, что с 1 января будут введены новые тарифы по расчетам в жилищно-коммунальном, транспортном хозяйствах, рановато, поскольку мы не видели даже презентации проекта бюджета Украины на 2005 год. Кроме того, любые повышения стоимости услуг предусматривают компенсацию льготами, предусмотренными в госбюджете. Заседание моих замов относительно повышения тарифов носило консультативный, подготовительный характер. Думаю, вернемся к этому вопросу не ранее 23 декабря, когда на сессии Киеврады будет рассматриваться проект горбюджета-2005. Не исключено, что мы пересмотрим транспортные тарифы, но и всю систему коммунального хозяйства.