1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №278 (1922) за 07.12.2004

"СОВРЕМЕННИК" БЕС ПОПУТАЛ

Похоже, звучное название "Бесы" привлекло обывателя, показавшись точной характеристикой украинских политиков — в их нынешнем эмоциональном состоянии.

Афиша постановки "Современника" по роману Достоевского смутно напомнила зрителю школьную программу, вкладывавшую в роман классика революционное содержание. Недаром одним из эпиграфов к роману послужило место из Евангелия от Луки о людях, одержимых бесами и нравственном очищении через катаклизм.

Российские актеры, к сожалению, в последний момент не нашли времени, чтобы встретиться с киевскими журналистами и рассказать, почему именно эту постановку в своем репертуаре они посчитали наиболее актуальной для украинских зрителей.

Но зрительный зал драмтеатра Франко в субботу был полон: среди зрителей глаз угадал даже нескольких чиновников из президентской администрации, решивших, похоже, приобщиться к классике и отыскать в репликах персонажей рекомендацию вроде "бесы — кто они и как с ними бороться".

Прогуливаясь с важным видом в фойе театра, они еще не подозревали, что их ждет очередное разочарование. Дело в том, что кроме эпатирующего названия, роман Федора Михайлыча ничем бесовским не отличается — по содержанию это типичная провинциальная драма, многословная и с большим количеством скучнейших персонажей, состоящих друг с другом в крайне запутанном родстве.

Постановщик Анджей Вайда явно не слишком напрягался, стряхивая пыль с древней классики — совсем не чувствуется ни свежего подхода, ни намека на неожиданные ракурсы, ни вообще попытки вдохнуть жизнь в дряхлое литературное тело.

Не спасают положения и всенародно известная "Каменская" — Елена Яковлева, смешной в своем полупьяном экстазе Сергей Гармаш, Игорь Кваша и Ольга Дроздова, почему-то даже не заявленная на рекламных проспектах.

Проявить творческую фантазию постановщик робко осмелился лишь в перерывах между сценами, когда театральные динамики вдруг заныли, захрипели, и некие "бесы" появились в темноте на сцене с масками на головах. Впрочем, оказалось, что по совместительству, они же — рабочие сцены, менявшие, таким хитрым образом, декорации.

Публика реагировала вяло, зааплодировав лишь в эпизоде, когда один из героев с путанными политическими взглядами, молодой Петр Верховенский, в полемике с отцом (Кваша) о будущем России, небрежно бросает фразу в стиле "разрушим до основанья, а затем". Только вот непонятно, поддержали зрители аплодисментами героя, видя в нем созвучный современности положительный образ, либо наоборот — выразив таким образом, насмешку над "оранжевой молодежью, которой бы только разрушить".

Дело в том, что зрительный зал, судя по всему, вообще с трудом улавливал поворотные моменты во всей этой истории. И когда мы с приятелем решили устроить небольшой эксперимент и немного похлопали в самый неподходящий момент, публика, после некоторого промедления, с энтузиазмом откликнулась аплодисментами. Наверное, актеры "Современника" после спектакля долго размышляли о непредсказуемости публики.