1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №280 (1924) за 09.12.2004

ЧТО ВСЕ ЭТО ЗНАЧИТ?

Итак, с 1 сентября 2005 года украинский президент передает большую часть своих полномочий главе правительства, назначаемому большинством депутатов парламента. Это решение вряд ли устроило обе стороны противостояния. Нынешняя власть, которая разуверилась в своей способности остановить приход к власти Виктора Ющенко, хотела отобрать у него полномочия не через 9 месяцев, а прямо сейчас. Виктор Ющенко, который уверовал в свою неизбежную победу, эти полномочия само собой не хотел отдавать.

Почему стороны пошли на компромисс? Ющенко в принципе мог обойтись и без изменений к закону о выборах (которые приняли в пакете с политреформой), и вряд ли бы ему помешал победить нынешний состав ЦИКа (который перетасовали вдогонку за пакетом). То, что он пошел на политреформу, означает две вещи. Первое. Ющенко побоялся неких действий Кучмы, если реформа сорвется. И потому спокойствия ради решил проголосовать за ограничение своих будущих полномочий. Тем более, что теперь точно большая часть окружения Леонида Даниловича перестанет содействовать кампании Виктора Януковича, что резко снизит и без того невысокие его шансы на президентство. Второе. Ющенко и его окружение верит, что за 9 месяцев можно не только плод выносить, но и страну перекроить в соответствии с пожеланиями многочисленных спонсоров и "групп поддержки". Тем более тот факт, что нынешняя элита отдала власть без боя, испугавшись "оранжевой" тусовки на Майдане, наводит оппозицию на мысль, что также легко у этих внешне "крутых" господ можно экспроприировать их собственность и остатки политического влияния в Верховной Раде. То есть к 1 сентября 2005 года новый президент успеет все, что надо отобрать и между кем надо поделить, парламент станет абсолютно послушным, выполняя волю какой-нибудь новой "руководящей и направляющей" партии власти. При таком раскладе Раду вообще можно заставить принять еще одни изменения в Конституцию, которые передадут Ющенко еще большие полномочия, нежели ныне обладает Кучма (под предлогом необходимости додавить остатки "криминально-олигархического режима"). Кстати, на эту возможность намекнул мудрый спикер Владимир Литвин, который сказал, что новый президент еще сто раз изменит Основной Закон.

Теперь вопрос — зачем компромисс нужен нынешней власти? Первое. Раз там считают, что почти невозможно предотвратить победу Ющенко, то пусть хоть синица в руках будет. Интересную версию озвучила Юлия Тимошенко. По ее мнению, Кучма намерен сорвать переголосование и перенести его на сентябрь 2005 года. Но это пока кажется из области фантастики. Вторая причина. Видимо, провластный лагерь несколько по иному, чем оппозиция, оценивает свои бойцовские качества. Вероятно, там верят, что смогут продержаться до 1 сентября 2005 года и даже до весны 2006 года (когда вступят в действия изменения в Конституцию, расширяющие права областных советов по управлению регионами). Вероятно, нынешние финансово-политические группы верят, что им удастся либо договориться полюбовно с президентом, либо в случае попыток передела собственности — дать ему отпор. Также, вероятно, они верят, что смогут сохранить влияние в парламенте. Ну что ж. Посмотрим, чья возьмет.

К слову, предположения, что президент Ющенко не получит "ручной парламент", имеют веские основания. Даже с учетом того, что часть бывших прокучмовских депутатов переметнется к "Нашей Украине", ей все равно будет трудно сформировать новое большинство. Можно с высокой долей вероятности прогнозировать уход в оппозицию Александра Мороза (идейному "левому" вряд ли будет по пути с "правыми" ющенковцами) и Юлии Тимошенко. Последнюю уже оттеснили от влияния на Ющенко более умеренные оппозиционеры (что наглядно показала поддержка большей частью "Нашей Украины" политреформы). Не исключено, что разногласия будут усугубляться и после выборов Тимошенко уйдет к нему в оппозицию, обвинив в "предательстве революции". Также в оппозиции будут коммунисты. Все эти фракции с остатками бывшего большинства могут составить мощную коалицию против Ющенко и заблокировать его действия в парламенте, если тот не захочет считаться с их интересами. Для начала они постараются сорвать назначение премьера, которого предложит новый президент. Далее такая же участь постигнет генерального прокурора, главу Фонда госимущества и прочие ключевые фигуры, которые необходимо проводить через Раду.

В случае такого развития событий очень вероятны новые парламентские выборы — например, весной-летом 2005 года. С одной стороны, они выгодны Ющенко (если он не получит стабильного большинства в парламенте). С другой стороны, они выгодны его оппонентам, так как к тому времени новый президент просто не успеет серьезно ослабить их экономические и политические позиции и прибрать к рукам административный ресурс. Наконец, просто логично, чтобы по новой редакции Конституции начал править новый парламент. То есть, при описанной схеме, страну ожидает новая беспощадная битва за верховную власть, которую теперь уже будет олицетворять не президент, а парламент и глава правительства.


ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ?
Ющенко резко повысил свои шансы на победу на выборах 26 декабря
Страну ожидают девять месяцев борьбы, в ходе которой новый президент попытается установить полный контроль над страной (вплоть до отмены изменений в Конституцию), переделить сферы влияния в экономике и политике, а старая власть постарается этого не допустить
В случае равенства сил вероятны досрочные парламентские выборы в 2005 году