1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №280 (1924) за 09.12.2004

СТОЛИЦА НА ГРАНИ ЛИФТОВОГО КРИЗИСА

Месяц назад столичные чиновники заявляли, что ежедневно в Киеве простаивает 40—60 лифтов. Ныне они говорят о 50—70 неработающих подъемниках. А в день, когда рассматривалась проблема, было объявлено о 111-ти поломанных механизмах.

РАЙОНЫ ПЛЮНУЛИ НА ЛИФТЫ

— Лифтовой вопрос, к сожалению, уже давно приобрел черты кризисного явления в системе работы городского хозяйства, — рассказывает Михаил Поживанов, заместитель городского головы. — Киеврада утвердила адресный перечень лифтов для замены и модернизации на 5 лет и обязала райадминистрации привлекать 50% средств от арендной платы за нежилые помещения районной комсобственности на замену лифтов и реконструкцию объединенных диспетчерских систем (ОДС). Из-за ограниченности средств с начала выполнения этой программы, с 2001 года, наметилось отставание.

Только первый год финансирование программы проходило через горбюджет. Уже третий год реализация программы "Лифт" возложена на районы, но необходимых средств в их бюджетах не закладывается. Финансы от аренды нежилых помещений не направляются на модернизацию и замену подъемников. Более того, в некоторых районах под словом "модернизация" выполняются обычные поточные и эксплуатационные ремонты: замена облицовки кабин, электродвигателей, канатов. Реконструкция лифта за 1 тысячу гривен — это обман, поскольку для этого необходимо несколько десятков тысяч гривен.

Невыполнение программы в полном объеме привело к резкому старению лифтового парка, росту количества неработающих и опасных в эксплуатации механизмов и увеличению надобности в капиталовложениях на ремонт парка, что нецелесообразно и не желательно в условиях дефицита средств. Михаил Поживанов считает, что в сложившейся ситуации, возможно, нужно ввести централизованное планирование, финансирование и контроль по замене и модернизации лифтов. В главном управлении жилищно-коммунального хозяйства есть специалисты, владеющие информацией о техсостоянии всего лифтового парка. Они могут качественно и четко формировать годовые и перспективные планы, определять объемы и виды работ. Централизация даст возможность проводить в хозяйстве единую техническую политику. Районам следует обратить внимание и на то, что 1123 лифта бесконтрольно обслуживают 18 предприятий малого бизнеса, не имеющие собственной производственной базы.

— Чтобы избежать лифтового кризиса в городском хозяйстве нужно отыскать дополнительные финансовые возможности, а не только надеяться на бюджетные средства, — считает Поживанов.

ОХРАНЫ НЕТ

Недавно за день было ограблено 12 лифтов в Подольском районе. Вообще 40% поломанных подъемников — дело рук вандалов. Чиновники призывают не допустить прием ворованного оборудования в металлопунктах. Они подчеркивают, что за состояние лифтов отвечают их владельцы, а не эксплуатационные компании. Кстати, поломанный подъемник должен быть восстановлен на протяжении трех дней. Непростое дело — установка лифта. По утверждению специалистов, ее минимальный срок составляет 160 дней, максимальный — 226. Каждый дом и каждая шахта разные, потому и лифт должен быть индивидуальным.

Слишком вяло обновляются ОДС. Их в городе 225, а в год реконструируются лишь 2—3. Не хватает монтажников и механиков. Многим работникам перевалило за 50, а молодежь лифтовым хозяйством не интересуется. Не может не волновать и санитарное состояние кабин. В большинстве лифты не убираются, не моются и не дезинфицируются. Не решен вопрос охраны объектов от грабителей. Хотя о позитивном опыте внедрения видеонаблюдения в подъездах мы уже писали.

Среди организаций столицы, обслуживающих подъемники, лучше всего дела идут в ЗАО "Отис".

— Из девяти с лишним тысяч лифтов не работают всего лишь пять, а тридцать семь находятся в ремонте, — заверил Михаил Пономаренко, гендиректор компании. — У нас смонтированы первые лифты для инвалидов. Нигде в Украине подобного нет.


ОФИЦИАЛЬНО
В жилфонде Киева установлен 17371 лифт. Почти 30% подъемников эксплуатируется свыше 25 лет. Больше всего отработавших ресурс лифтов находится в Днепровском и Оболонском районах — соответственно 52% и 46%. В замене и модернизации нуждаются 5057 механизмов, стоимость работ — 733 млн грн.