1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №282 (1926) за 11.12.2004

"СОЮЗ" ВЗОРВАЛА... СПАСАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

История создания самых надежных в мире транспортных кораблей "Союз" началась 38 лет назад с грандиозной катастрофы. Во время первого запуска 14 декабря 1966 года самопроизвольно включились двигатели аварийного спасения и ракета весом 300 тонн взорвалась. Лишь случайность уберегла от пожара на подземном кислородном заводе. Судьба распорядилась так, что я начинал с нуля испытания "Союзов" в качестве руководителя испытаний бортовых телеметрических систем.

ПУСК В АВРАЛЬНОМ РЕЖИМЕ

В начале 1960-х годов СССР имел пилотируемые корабли "Восток" и "Восход", которые морально и технически уже устарели: они не могли стыковаться с космическими станциями, не имели орбитальных модулей, где можно было бы проводить научные эксперименты, например, сварку. Необходим был совершенно новый многоместный транспортный корабль. И проектный отдел ОКБ-1, возглавляемый Константином Феоктистовым, вплотную занялся "Союзом". Первый летный образец изготовили к маю 1966 года. Смежники шли на облегченные испытания на стендах, надеясь доработать приборы на заводе экспериментального машиностроения ОКБ-1 и на Байконуре. Две пары "Союзов" создавались в авральном режиме. Одна из них должна была пройти 30-дневные испытания, но имела около 2000 замечаний, и процесс их устранения растянулся на 4 месяца! Пуски "Союзов" были парными, потому что два корабля должны были найти в космосе друг друга, состыковаться и образовать на околоземной орбите единый космический комплекс. Таким образом моделировалась ситуация, знакомая нам теперь, как элементарный полет транспортного корабля "Союз" к орбитальной станции, например, к МКС. Сегодня, когда NASA запретила полеты своих челноков к МКС до выяснения и ликвидации причин гибели "Колумбии", ее заменили именно "Союзы". Ведь кроме высочайшей надежности, они имеют самую низкую цену среди космических транспортных средств.

ЛЮДИ РАЗРЫВАЛИ СОБОЙ КОЛЮЧУЮ ПРОВОЛОКУ

В начале декабря 1966 года наступил момент ракетно-космической истины: пуск и вывод космического корабля на заданную орбиту. 14 декабря сильный мороз все усложнил. Начальник 1-го испытательного управления полковник Анатолий Кириллов дал команду "Зажигание", однако пирозажигательное устройство не сработало. Автоматика моментально выдала команду "Отбой", двигатели всех ракетных блоков выключились, пуск был остановлен. Пока специалисты по двигательным установкам устраняли неполадки, все, не занятые в работах люди, воспользовались задержкой и вышли из бункера на свежий воздух.

А нужно сказать, что на этой ракете впервые была установлена система аварийного спасения. Например, если ракета вместе с космическим кораблем отклонилась бы от вертикали больше, чем на 12 градусов, то произошел бы запуск ракетных двигателей системы спасения, которые оторвали бы "Союз" от ракеты, подняли корабль с космонавтами на безопасную высоту, и парашютная система плавно вернула бы людей на Землю.

В данной ситуации она так и сработала. Стоящие возле бункера люди вдруг увидели, как верхняя часть ракеты озарилась огненно-красной вспышкой: это заработали двигатели системы аварийного спасения. Корабль поднялся метров на 700, над ним раскрылся яркий парашют...

По громкой связи Кириллов скомандовал: "Всем срочно в бункер"! А верх ракеты уже полыхал. Как мы успели скатиться по лестнице вниз, до сих пор не понимаю: несколько десятков человек практически одновременно пробежали по лестнице метров 20 и никто не упал, не сломал руки или ноги. Успели укрыться все, и тут раздался взрыв 300-тонной ракеты. Начал гореть старт. И мы с ужасом поняли, что рядом с площадкой находится подземный кислородный завод, связанный со стартом подземными переходами, который может рвануть и уничтожить всех. Не нужно было объяснять размеры трагедии, которая могла произойти. Вот почему Кириллов, только что приказавший всем укрыться в подземном бункере, после взрыва ракеты приказывает всем немедленно покинуть стартовую позицию.

Эти же десятки метров лестничных маршей, ведущих наверх, были преодолены почти со спринтерской скоростью. Те, кто был помоложе, до сих пор удивляются, как им удалось добежать и перепрыгнуть двухметровый забор из двух рядов колючей проволоки, не порвав одежды. Те, кто постарше, спасались с такой скоростью, что прорвали массой своего тела эту колючую изгородь. Мой друг протаранил такой забор, порвав шинель и потеряв все пуговицы. Но сам даже не помнит, как это произошло.

Часа через 2—3 после окончания пожара мы собрались на старте. Погиб только один офицер-испытатель, задохнувшись в дыму. Вот такое было начало испытаний беспилотных "Союзов". Лишь в октябре 1968 года космонавт Георгий Береговой открыл эру безаварийных полетов "Союзов".