1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №282 (1926) за 11.12.2004

ЕСЛИ РОЛЬ НЕ МОЖЕТ ОСВОИТЬ ДРУГОЙ АРТИСТ, ЕЕ ПРЕДЛАГАЮТ МНЕ"

Виктор Вержбицкий, сыгравший в "Бедной Насте" царя Николая (сериал сейчас идет на телеканале ТЕТ), и Завулона в "Ночном дозоре" только-только получил Заслуженного артиста России — практически на глазах нашего корреспондента, который пришел к нему на интервью. Как рассказал нам актер, признание работы, заслуг всегда приятно, но еще более приятно, когда это оценят коллеги и зрители.

— Сколько лет вы шли к званию "заслуженного"?

— Я окончил институт в 1983 году, а после 15 лет проработал в театре драмы в Ташкенте. На родине я уже имел звание заслуженного артиста. Теперь, в Москве, я работаю в театре "Et Cetera" под руководством Александра Калягина. Так сложилось в жизни, что я очень долго был артистом театральным: в Ташкенте киноиндустрия развита не так хорошо, как в Москве, куда, кстати сказать, я приехал довольно поздно — в 37 лет. Было очень трудно в этом возрасте начинать искать свое место в театральной нише Москвы и завоевывать новые пространства. В советские времена, когда все еще было нормально с творчеством и в Ташкенте, у меня были приглашения в Москву, но работа всегда держала на родине: было много ролей, гастролей, приглашений от режиссеров, перспективы роста в карьере, но потом, с политическим распадом, стало очень трудно существовать в республике. Уехали многие талантливые артисты, режиссеры, прекратились гастроли, и я оказался в вакууме. В 1996 году я уехал из Ташкента и начал пробовать себя в Москве.

— В кино в Москве попасть совсем не просто, тем более в такое кассовое, как "Ночной дозор"...

— Мы с режиссером Тимуром Бекмамбетовым дружим очень давно и именно с него началась моя работа в кино. Я учился на актерском факультете, а он — на отделении сценографии Ташкентского театрального института. Тимур по образованию художник театра. В начале 90-х Тимур снимал рекламу для банка "Империал" и многие ролики там со мной — Македонский, Петр Первый... Я снимался так же в его киноработах "Пешеварский вальс", "Гладиатрикс" ( картина, снятая Бекмамбетовым по американскому заказу — авт.).

— Когда планируется премьера продолжения "Дозора"?

— В декабре 2004-январе 2005 будут проходить досъемки картины, а премьера намечена на весну. Тимур недавно вернулся из Америки, где у него проходили переговоры. Это большая радость для всех, кто работал над картиной, что, пройдя жестокий отбор, "Ночной дозор" вошел в список лучших фильмов. Для того, чтобы быть представленной на "Оскар", картина должна быть отобрана строгим жюри среди множества других, поскольку только в одной номинации конкурируют более 300 фильмов, а в итоге остаются всего пять.

Я думаю, что книга Сергея Лукьяненко — это, в основном, молодежное чтиво, то же касается и картины "Ночной дозор". Когда мы приступали к работе над фильмом, я не очень хорошо чувствовал жанр "фентези", да к тому же Тимур долго раздумывал, на какую роль меня взять. Не было сразу решено, что я стану Завулоном, поэтому я пустился в неизведанное плаванье, результат которого, надеюсь, понравился зрителю. Я не могу оценивать самолично свою работу, но в техническом плане, то что было сделано нашими средствами, превратилось в качественный продукт. И компьютерные превращения сделаны очень профессионально.

— На ваш взгляд, какая самая красивая сцена в картине "Ночной дозор"?

— Очень выразительной считаю сцену на рынке, когда мы покупаем мясо. Сцену снимали на Даниловском рынке Москвы. На мой взгляд, все очень натурально получилось.

— Вам понятен образ Завулона?

— Ничего от Завулона во мне нет и, когда я соглашался на эту роль, мне, прежде всего, был интересен режиссер, с которым я уже работал во всех его фильмах. Еще меня привлекла необычность нового жанра. Раньше я не снимался в мистических картинах. Свою роль сыграло еще и то, что писатель Сергей Лукьяненко пользуется огромной популярностью у читателей, так что история предполагала успех. Кроме того работать интересно было еще и потому, что злой персонаж всегда труднее оправдать. Все мы — добрые, хорошие люди и какими арсеналами пользоваться для изображения положительных героев, мы, в принципе знаем, потому что живем в добром мире. Как изобразить злодея, чтобы поверили, что это персонаж знаковый? Творческая фантазия артиста в этом случае возбуждается больше и больше, начинает действовать

— Вашей партнершей по фильму стала певица Жанна Фриске, дебют которой многие очень критикуют…

— Жанна — человек с характером, но не в смысле звездности, а в том смысле, что она очень содержательный человек. В работе Жанна вдумчива, подробна, она никогда не выходила на площадку не узнав, что от нее хочет режиссер. Фриске вела себя как смелая артистка, выполняя самостоятельно каскадерские трюки. Не знаю, правы или нет те, кто ругает ее дебют... Соглашусь лишь с тем, что в любой профессии нужно учиться, а учиться никогда не поздно.

— Какие предложения поступают вам сейчас от кинорежиссеров?

— Моя популярность возросла после участия в сериале "Бедная Настя" и картине "Ночной дозор". Мне предлагают играть тех персонажей, в которых обязательно есть какая-то сложность, неординарность. Сейчас я занят в двух картинах, в одной из которых играю роль на испанском языке, в другой — на немецком.

— ???

— Когда возникает трудность в работе над ролью, которую не может освоить другой артист, то предлагают роль мне. Видимо, я что-то такое сделал в "Ночном дозоре"... Я не владею никаким языком, кроме русского, но ради работы готов учить иностранный.

— Как снимали одну из наиболее эффектных сцен в "Ночном дозоре", ту, где вы из позвоночника вытаскиваете меч?

— Существует пластическая мастерская под руководством Петра Горшенина, в которой изготавливают сложные пластические гримы. Горшенин работал со многими рекламными роликами. Помните рекламу сыра "Хокланд" с инопланетянами? Все шкуры, мордочки для персонажей шились в его мастерской. Маску Совы для актрисы Галины Тюниной, торс Константина Хабенского, когда Меньшов раздвигает его кровавое чрево — все это, лепили в мастерской Горшенина. Сцена доставания меча тоже "изготавливалась" там. Около двух часов я провел в слепке, наложенном на мои плечи. Гипс, снятие слепка с размеров моих позвонков, затем каркас гримировали под мое тело. Какую-то часть трюка — непосредственное "доставание меча" — я выполнял на себе.

— О "Бедной Насте" замолвите слово...

— С моим персонажем из "Бедной Насти" мне было очень интересно выбираться из дворцовых интриг. Когда запускался сериал, трудно было поверить в то, что возможно осилить на отечественном телевидении проект в 120 серий. Параллельно на съемках "Бедной Насти" по 20 часов в сутки работали три площадки. Пять серий в неделю, насыщенный график: отдых в таких условиях исключался.