1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №284 (1928) за 14.12.2004

ГОРЯЧЕВ И ЕГО ДРУГИЕ

К своей популярности Игорь Бочкин шел годами, хотя из 47 прожитых лет 33 года связаны с кино. Зритель заинтересовался Бочкиным в перестроечное время, когда, уже будучи не очень молодым, но уже достаточно опытным актером, он играл своих современников, пытающихся найти место в жизни. Заслуженный артист России Игорь Бочкин тоже его обрел: его герои немногословны, но очень убедительны, а когда не знают, как правильно поступить, слушаются своего сердца и полагаются на совесть. Оказалось, что и вне экрана и сцены Игорь Бочкин взвешивает каждое слово, не приемлет фальши и философски относится к испытаниям.

"ПОСЛЕ ГОРЯЧЕВА ЗАГОВОРИЛИ О БОЧКИНЕ"

— Игорь Иванович, судя по тому, что в 14 лет вы уже снимались в кино, актерство было для вас желанной профессией. Как вам удалось в таком нежном возрасте убедить создателей фильма, что вы именно тот, кого они искали?

— А никого я не убеждал. В кино попал случайно. Меня увидели выходящим из кинотеатра "Форум" после фильма "Спорт, спорт, спорт". И у меня, кстати, в том возрасте была не одна, а две главные роли. Я снимался в 8-м и в 9-м классах. Но этот актерский опыт нисколько не сказался на выборе профессии, я никогда даже не думал, что буду артистом. Меня зачастую спрашивают, кем бы я был, если б не стал артистом. Не знаю! Обычно отвечаю, что Бог, наверное, захотел, чтобы я избрал именно эту профессию. Родители мои были далеки от мира кино — отец был строителем, мама занималась медицинским оборудованием. Так что за ручку в театр меня никто не водил. Хотя в детстве меня таскали на все эти "елки-иголки" в Лужники. Но, думаю, если бы мой папа, который умер, когда мне было 10 лет, узнал о выбранной мной профессии, он бы очень удивился.

— И как же получилось, что вы все-таки стали актером?

— Ой, даже и не знаю. Пришел из армии и подал документы сразу в два театральных вуза — в Щуку и ГИТИС. Прошел, кстати, в два, но документы оставил в ГИТИСе. Короче, как в сказке поступил.

— Ну и как сказка, продолжается?

— Нет, конечно же. Возраст, здоровье, знаете ли. Хотелось бы, чтоб, как в сказке, но не получается. Вот хотя бы было все, как сейчас — предложения сыграть в театре, антрепризе, кино. Иначе в профессии беда без этого.

— То, что вы сейчас востребованы, сомнений ни у кого не вызывает. А с какой точки отсчета, вернее, с какого фильма началась популярность актера Игоря Бочкина? Вы согласны с общепринятым мнением, что это фильм "ЧП районного масштаба?"

— В общем, да. После этого фильма стали знать, что есть такой актер. А "ЧП районного масштаба" долго был фильмом, показ которого запрещали. Первые показы состоялись тогда в Украине — Одесса, Харьков, обязательно срыв афиш, конная милиция, которая разгоняла людей. Все это, благодаря "ЧП…", я в своей жизни прошел. Фильм был окончен где-то осенью 1988-го, а весной только начались первые показы. Ну а если продолжать тему популярности, то это, конечно, Горячев. То есть, после "ЧП…" все говорили, что этот артист ТАМ снимался, а после Горячева уже заговорили о Бочкине. Смешно сейчас говорить, но в то время я стоял у истоков создания отечественных сериалов. Бесспорно, популярность мне принес кинематограф, а не театр. Потому что в театре, какие бы главные роли не играл, все равно остаешься актером определенного розлива, определенного района... Кино, телевидение — это уже совершенно другой масштаб. Это про популярность, про узнаваемость.

— Эти роли, безусловно, оказали влияние на вашу судьбу. А есть роли, которые можно отнести к разряду нелюбимых?

—У любого артиста есть роли, которые, отыграв, хочется забыть скорее. Листаешь, бывает, телевизионную программу, видишь название фильма и думаешь, хоть бы его никто не смотрел!

— Даже с вами такое бывает?

— Конечно! Я не боюсь в этом признаться, потому что убежден: такое бывает с каждым артистом. Только вот конкретно роли я называть не буду. Есть такие и в старых моих работах, а есть и в свежих. Это я отношу к некоторым сериалам. Никого при этом не хочу обижать — ни режиссеров, ни сценаристов. Потому что когда берешься, думаешь, что получится. Дай Бог, чтобы получилось! Но не всегда получается. Что поделаешь, профессия у нас такая. Есть режиссеры, которые штампуют по 10 картин в год и при этом тоже философски замечают, что если из 10-ти, предположим, две получится, то это гениально. Ну что ж, у каждого свой подход к профессии. И обидно это будет звучать для кого-то или нет, но я скажу так: кушать-то всем хочется. У одного дети, у другого — квартирный вопрос... А другое мы делать не умеем. И если включаешь телевизор, а там одно лицо из сериала в сериал, причем, в одной футболке или в одном костюме, значит, много проблем у человека. Тем более, если его знаешь, то понимаешь, что он не просто так с площадки на площадку рвется. Может, сам где-то в глубине души и проклиная все это, снимается.

"В ИНТЕРНЕТ МНЕ ЛУЧШЕ НЕ ЗАГЛЯДЫВАТЬ"

— Но сейчас многие известные артисты сетуют на то, что приходится даже отказываться от ролей. Вот вам, например, по каким причинам приходилось отказывать режиссерам?

— По творческим. И, замечу, очень часто. Слава Богу, что это были только творческие причины. И я благодарен судьбе, что имею возможность отказаться исключительно из творческих соображений, а не из меркантильных.

— О вас много пишут — часто неправду?

— Обо мне в жизни написали и много хорошего, и такого, что непонятно откуда взялось. В Интернет мне лучше не заглядывать. Я когда приболел, то обо мне такого написали, что самому удивительно стало: про детей, которые растут то в одной стране, то в другой. Хотя, с другой стороны, если ты популярен, то ты и это должен хлебнуть.

— Тогда развейте некоторые слухи: расскажите нашим читателям о себе, о своей семье, о детях...

— У меня есть дочь, она от предыдущего брака. Живет в замечательной стране, в Испании. Уже взрослая — ей 20 лет. Моя жена — актриса и режиссер Анна Легчилова. Одна из ее последних работ — роль в фильме "Желтый карлик". Мы с ней вместе играем в театре им. Пушкина, в Москве. А в кино вместе работали в фильмах "Меня зовут Рогозин", "Кинднеппинг". Она у меня молодец, еще и режиссер! Сняла четырехсерийную картину "Вкус убийства", а сейчас готовится премьера ее новой картины "Наваждение". Я там не играл — болел в то время. Так что роль, которая была для меня написана в этом фильме, мимо прошла. В общем, в плане творчества у нас тьфу-тьфу. А в остальном, такие же бытовые, квартирные, машинные дела, мебель-шмебель, накормить кошку и прочее, как и у других.

— Про кошку поподробнее, пожалуйста!

— Кошка у нас смешная очень. Я раньше, правда, кошек не любил, но пришлось. Легчилова поставила перед фактом. Хотел назвать, не знаю почему, Настя. Но она у нас с удовольствием отзывается на замечательное имя Дрюля. Это имя ничего не означает, просто бред фантазии. Ей уже третий год. Во многих журналах, кстати, она была на фотографии с нами. Так что, с кошкой у нас полноценная семья.

— Жена — режиссер... Это, наверное, непросто. Как вам работается с ней?

— Воспитательная работа происходит дома. Считаю, что все отношения — и профессиональные, и личные — нужно выяснять дома, чтобы никто не видел. А на площадке я сижу как все артисты, слушаю. Никогда не спорю, в процесс режиссуры особенно не встреваю. Зачастую я, как многие артисты, роль себе выстраиваю сам, согласовав все предварительно с режиссером. Я люблю, когда с режиссером существует договоренность: как, зачем, почему, в том числе и по одежде.

"ТЕАТР — ЭТО ЦЕРКОВЬ..."

— Расскажите о своих последних работах.

— У меня замечательная работа в новой картине Сережи Никоненко "А поутру они проснулись" по Шукшину, роль в белорусско-российском фильме "Дунечка". А если говорить о ролях, сыгранных в сериалах и которыми я доволен, то это фильм Сережи Белошникова "Полнолуние". В антрепризе у меня свежая работа — "Энергичные люди" по Шукшину. В июне у вас в Киеве сыграли. А в планах — новый спектакль в театре, в антрепризе, фильмы. Хочется в кино играть хорошие серьезные роли. Такие, чтобы поменьше было ментов, бандитов, а побольше драмы, соплей.

— Парадоксально, что вы — один из популярнейших артистов, часто снимающийся в сериалах, можно даже сказать, пионеров отечественного сериального движения, так неуважительно говорите о работе в них...

— Не о всех. Заметьте, ведь "Горячев…" по драматургии, и я готов со всеми поспорить, был один из самых лучших сценариев. Вспомните, как этот фильм показывали раз в неделю и люди ждали его! Вся страна смотрела. А сейчас сериалы показывают по пять раз в неделю.

— В то время смотреть было нечего.

— Я не согласен с вами. Уверен, что если бы сейчас его показывали, то он был так же популярен. Потому что в центре — проблемы нормального человека, отношения друзей, мужиков, отцов и детей. Там, помимо рассказа о новых русских, было еще много человеческого. Сейчас же во многих сериалах это отсутствует. Если это "Бандитский Петербург", то это действительно бандитский Петербург. Тема одна — как шоры у лошади. А ведь формат сериала позволяет развивать все темы — это 20—30 серий. Сериал "Горячев и другие" не показывают сейчас по той причине, что его купил очень богатый человек и он имеет на фильм все права. Он говорит: "Когда надо — покажу." Вот в прошлом году на ОРТ "Горячеву …" давали хорошее время для показа. Казалось бы, все было оговорено, но... человек просто не дал. Великие деньги. Это я знаю, можно сказать, из первых уст.

— Многие коллеги, не говоря уже о зрителях, считают вас баловнем судьбы. Случалось ли вам быть жертвой интриг, и как вы на них реагируете?

— Вся наша профессия — интрига. Театр же как церковь — государство в государстве, мы в своем мирке варимся. У каждого есть как друзья, так и недоброжелатели, люди, которые тебя проклинают и клеймят. Я чудовищно не люблю, когда правой рукой левое ухо... Особенно в театре. Меня сразу тошнит — я не понимаю, может быть, я отстал от жизни? Разные вещи бывают... Примеров миллион у всякого артиста. Например, тебе звонят, и сочувственно говорят, что ты был так нужен, а тебя не нашли. Когда начинаешь выяснять, оказывается, как раз в это время ты был дома. Да и сейчас время не то, когда при желании человека найти нельзя. Короче, каждый через это проходит. Другое дело, как артист на интриги реагирует. Я так считаю, что если это случается, то так должно быть. Значит, Боженька так захотел. Если все принимать близко к сердцу, то завалишься сразу. Это со стороны так все просто: пошел, по сцене походил, чужой текст поговорил, костюмчик тебе купили новенький. На самом деле все не так, все очень трудно, иногда бывает скверно. И когда побеждаешь, всегда очень приятно, что не зря, не зря, не зря...


ДОСЬЕ
Родился 17 февраля 1957 года в Москве. Окончил Государственный институт театрального искусства — ГИТИС. До 1990 года — актер театра им. Н.Гоголя. С 1990 года и по настоящее время служит в театре им. Пушкина. В кино дебютировал в 14-летнем возрасте. Популярность пришла после выхода на экраны в 1988 году фильма "ЧП районного масштаба". Заслуженный артист России. Жена — актриса и кинорежиссер Анна Легчилова.