1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №287 (1931) за 17.12.2004

УТОПИВШИЙ "ИОСИФА СТАЛИНА"

В 1998 году в районе латвийской деревеньки Пиенава из торфяного болота были подняты два советских танка — Ис-122 (Иосиф Сталин-122) и Т-34. Сегодня эти машины полностью отреставрированы и на ходу. Два года понадобилось для того, чтобы розыскать в Одессе командира танков — гвардии лейтенанта Евгения Григорьевича Ананьева.

Сам Евгений Ананьев умер за два года до того, как были подняты танки. Но живы его супруга и сын,они прекрасно помнят его рассказы о войне. Нам удалось познакомиться с судьбой человека, жизнь которого, если бы перенести на кинопленку, то многие из нас сказали бы: "Не верю!"

Евгений Ананьев родился в Татарской ССР в Бавлинском районе в лесхозе Поповский в 1924 году. Окончил 8 классов и Ленинградское артучилище в 1943 году. Оттуда и отправился на фронт. Поначалу командовал мощной самоходкой Су-152, но к осени 1944 года в советской армии началось формирование отдельных гвардейских тяжелых танковых бригад. Лейтенанту Ананьеву доверили взвод из трех танков.

СЕКРЕТЫ "ИОСИФА"

По пути в Одессу, меня, латвийского журналиста мучил вопрос: расскроют ли родственники загадки танков и самого Ананьева, ведь он мог и не рассказывать конкретно о событиях в Латвии. Согласно данным ЦАМО РФ (Центрального архива министерства обороны) лейтенант Ананьев практически утопил в болоте два танка один из которых носил имя Сталина, но его не то, что не наказали, а наоборот повысили в должности — доверили командовать танковой ротой, во главе которой он дошел до Победы. Специалисты, видевшие латвийский ИС -122 заметили прямо над смотровой щелью механика- водителя большое количество щербин от снарядов. Дело в том что ИС-122 с его 120 мм лобовой броней подбить было весьма проблематично. Единственным уязвимым местом была смотровая щель механика, у которого по бокам стояли два бака с горючим. Только положив снаряд в эту маленькую дырочку, можно было взорвать машину изнутри. По следам над смотровой щелью механика, специалисты сделали вывод, что немцы из пушки стреляли, как из снайперского ружья.

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ БОИ

На мое счастье Евгений Григорьевич любил рассказывать сыну Владимиру о войне. И что самое интересное, всю жизнь сожалел об утопленых в Латвии танках. Доподлинно известно, что оба танка утонули 24 декабря 1944 года. Это время приходится на самые ожесточенные бои в "Курляндском котле", прозванные историками "рождественскими". За несколько дней до этой даты танковому взводу Ананьева удалось скрытно выйти в тыл противнику. Впереди лейтенант обнаружил довольно крупное танковое подразделение врага, расположившееся "спиной" к нему. На счастье командира, в поле нашелся сарай, за которым и спрятались его танки. Дважды боевые машины выскакивали из-за сарая, делали по залпу по противнику и прятались обратно. Пока немцы поняли откуда по ним ведется огонь, взводу Ананьева удалось поджечь три танка. Немцы ломанулись в атаку. "В лобовой" Ананьев поджег еще один танк и под натиском превосходящего противника взвод начал пятиться назад. Вот тут танки и попали в торфяное болото: в декабрьских снегах танкисту не видать, где твердая земля, а где болото. Два танка замедлили ход, а потом вовсе увязли. Немцы в топь не сунулись, но подогнали мотопехоту и артиллерию. Двое суток танки медленно увязали в болоте. Экипажи, ждали подкрепления. Немцы же в упор молотили по Ису, но ничего не могли с ним поделать:120 мм лобовая броня не позволяла им зажечь танк. Поэтому весь огонь обрушили на единственном уязвимом месте Ис-122 — смотровой щели механика. Старались, но не попали. После подхода своих, оба танка пытались вытащить из болота, но не получилось. Для войны они были безвозвратно утеряны, но как оказалось для истории — нет.

ЗАГАДКИ ЛЕЙТЕНАНТА АНАНЬЕВА

Помимо огромной воли к жизни Ананьев обладал просто фантастическим везением: 4 подбитых немецких танка, "компенсировали" лейтенанту утопленого "Сталина". Кстати за пять немецких танков давали "героя". Но этот случай по "концентрации" везения не идет ни в какие рамки. В сентябре 1944 года лейтенант Ананьев вступил в ряды Коммунистической партии, о чем свидетельствуют документы. Второй раз в партию Евгений Григорьевич вступал в 50-ые годы, уже будучи летчиком. Владимир тогда поинтересовался у отца: как же так может быть? Отец нехотя поведал сыну, за что он поплатился партбилетом в 1944 году. Вот как этот случай представлен в рассказах очевидцев: "Танковый взвод по командованием лейтенанта Ананьева возвращался в расположение части. Три танка неслись через лес, ломая на ходу деревья. Неожиданно они выскочили на большак. В это время по дороге на американском джипе Виллис катил пьяный штабной майор. Его с подругой вез солдат-водитель. Майора до смерти испугали танки, выскочившие неожиданно из лесу. Он зашелся в припадке и долго материл лейтенанта. Бравируя перед подружкой, майор начал форменно издеваться над Ананьевым прямо на глазах у его взвода. Лейтенант унижения не стерпел. Залез в танк, развернул ствол в сторону Виллиса и шваркнул по нему осколочным. В живых остался только водитель".

Ананьева не расстреляли. Исключили из партии.

ИЗ ТАНКИСТОВ В ЛЕТЧИКИ

После войны Ананьев продолжать карьеру танкиста не захотел. Он мечтал о небе. На очередной медкомиссии лейтенант прикинулся заикой и был из армии комиссован. Небо пришло не сразу. В его родной Татарии была найдена нефть и он какое-то время работал в нефтеразведке. Отец Евгения служил в ту пору замом. председателя райсполкома в Бавлинском районе и сын мог о будущем не волноваться. Но он хотел сам определить свою судьбу. В Бугуруслане (Оренбужская обл.) он обучился на пилота гражданской авиации, правда не без курьезов. 28 мая 1952 года во время вынужденной посадки он уложил на брюхо свой первый самолет. Винт сломал, шасси торчали в разные стороны Прошедший войну лейтенант иронизировал, подписывая фото разбитого самолета. "Так вот где таилась погибель моя!"

Разбитый самолет — очередная загадка Ананьева. Ума не приложу, как ему всегда удавалось оставаться на плаву, в ситуациях когда другие "вылетают" пробкой. Его карьера переживает очередной взлет. Евгения Григорьевича распределяют в Одессу, где он становится первым командиром, первого советского сверхзвукового пассажирского самолета Ту-104 в Одесском авиаотряде. До самой пенсии он летал исключительно на дальних маршрутах. А в 1971 году рядовой член коммунистической партии Евгений Григорьевич Ананьев отправился делегатом на XXIV съезд Компартии.

НАДЕЖНЫЙ ТЫЛ — КРЕПКАЯ СЕМЬЯ

Евгения Павловна Ананьева супруга лейтенанта, в молодости работала официанткой в буфете аэропорта. Ее окружали красавцы летчики, все в форме, ребята, как на подбор. Многие пытались завести роман с обворожительной официанткой, но она терпеливо ждала своего принца.

— Евгений был другой. Такой серьезный. Придет в буфет закажет еду и все читает. Вечно был обложен книгами. — рассказывала Евгения Павловна. Когда он впервые с ней заговорил, она сама себе не поверила. А когда в любви признался... Вскоре они поженились. О своем выборе Евгения Павловна никогда не жалела. За супругом, была как за каменной стеной.

Сын Владимир пошел по стопам отца в авиацию. Занимался агрохимией. Опылял на Ан-2 колхозные поля. По летным меркам у него просто чудовищный налет 7000 часов. В начале 90-х вышел на пенсию, занялся бизнесом. Сегодня он таможенный брокер, состоятельный человек. У него жена и двое взрослых сыновей.

Мне, как автору, жаль до слез, что не удалось застать Евгения Григорьевича в живых. Так хотелось подвести его к танку, на котором он воевал, и о потере которого сожалел всю жизнь. Его Ис-122 сейчас блестит, как новенький. Но меня успокаивает, то что боевую машину обязательно увидят его сын и внуки.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Подъемом танка занимался поисковый-отряд "Легенда". После этой операции ребята стали коллективом, о котором уже снят документальный фильм и написана книга. В подъеме им оказал помощь бизнесмен Игорь Ромашенко. Ромашенко потом стал первым владельцем танков, но спустя год продал их даугавпилскому предпринимателю Эдуарду Завадскому. Тот в свою очередь передал танки реставратору техники Алексею Волкову. Именно благодаря "золотым" рукам Волкова танки из ржавых чудовищ превратились в великолепные коллекционные экземпляры. В боевых машинах работает все, кроме вооружения. Сегодня танки являются экспонатами частного даугавпилского музея Retro-Auto.


КСТАТИ
В 1998 году в торфяном болоте под Пиенавой были подняты два танка ИС-122 и Т-34.
Т-34 сходу завели и танк поехал! Это после 54 лет проведенных на дне болота. История не знает таких прецедентов. Ходят слухи что компания Росвооружение собиралась приобрести этот танк и на его примере демонстрировать Саудовским шейхам величие и надежность русского оружия.


СПРАВКА
Государственные испытания ИС-122 прошли быстро и успешно. Из 122-мм пушки с дистанции 1500 метров в присутствии К. Е. Ворошилова был сделан выстрел по пустому трофейному немецкому танку Pather. Снаряд, пробив бортовую броню развернутой вправо башни ударил в противоположный лист, оторвал его по сварке и отбросил на несколько метров.