1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №287 (1931) за 17.12.2004

ТАНЦОВЩИК-ЛЕГЕНДА, "НАРУШИВШИЙ ПРАВИЛА"

В феврале Роман Виктюк привезет в Украину свою новую постановку "Нездешний сад. Рудольф Нуриев", символическое название которого говорит само за себя.

В главных ролях "Нездешнего сада" дуэт Дмитрия Бозина, блестяще исполнившего роль в "Саломее", и Кати Степанковой, известной по многочисленным спектаклям Виктюка, а также тем, что она — дочь Ады Роговцевой.

Но постановка, конечно же, интересна, в первую очередь, попыткой интерпретировать жизнь легендарного танцовщика, бежавшего в 60-х из СССР на Запад и подвергнутого за это анафеме.

Дело в том, что Виктюк знает о Нуриеве не понаслышке, он был лично знаком с ним и в начале 90-х, незадолго до смерти Рудольфа, приезжал к нему во Флоренцию, чтобы увидеться в последний раз. Именно тогда он пообещал смертельно больному Нуриеву, что когда-нибудь обязательно поставит спектакль, посвященный ему.

"Это было во Флоренции, где Нуриев танцевал один из последних своих спектаклей", — рассказал Виктюк "Сегодня". — "Мы были знакомы с Рудольфом задолго до этого, и я приехал, чтобы, возможно, в последний раз повидаться с ним".

На личность танцовщика впервые обратила внимание мировая пресса в июне 1961 года, когда 33-летний Рудольф, солист театра имени Кирова (ныне — Мариинский театр) с балетной труппой приехал в Париж на гастроли. После завершения выступлений во Франции труппа должна была продолжить гастроли в Лондоне. Однако неожиданно для всех, уже в парижском аэропорту Ля Бурже, Нуриев решил остаться в Париже и просить политического убежища. Напуганные коллеги умоляли его не делать этого, понимая, что подобный шаг может и их сделать "невыездными". Впоследствии так и получилось — КГБ значительно усилил надзор над гастролирующими балетными труппами.

Точных причин решения Нуриева не знает никто, хотя об этом ходят интересные предположения. Например, рассказывают, что в день вылета труппы в Лондон КГБ потребовал срочно вернуть Нуриева в СССР, так как гомосексуалист Нуриев слишком активно стремился общаться с французскими артистами гомосексуальной ориентации и посещать местные гей-клубы, нарушая все "правила поведения советских граждан за границей".

Узнав об этом, Нуриев понял, что его карьера под угрозой, равно как и дальнейшая свобода выбора — людей нетрадиционной сексуальной ориентации в СССР подвергали гонениям.

В то же время утверждают, что весь побег тщательно спланировали западные спецслужбы, предлагая Нуриеву большие заработки и возможности профессионального роста на Западе.

Так или иначе, Нуриев стал причиной одного из самых громких политических скандалов в 60-х, который, к счастью, положительно повлиял на его карьеру, которая и привела артиста к статусу легенды современного балета. Благодаря Нуриеву роль партнера-мужчины в балете не просто стала более значимой и сравнялась с ролью балерины, он стремился подчеркивать всю индивидуальную красоту человеческого тела во время танца.

Вскоре после решения не возвращаться в СССР, Нуриев подписал контракт с Лондонским королевским балетом и более 15 лет был его прима-звездой, танцуя в дуэте с английской балериной Марго Фонтейн, старше его на 19 лет.

Первый совместный спектакль "Жизель" они станцевали в 1962 году, и со временем их называли уже не иначе, как самый талантливый дуэт в истории балета. Кстати, Нуриеву и Фонтейн принадлежит занесенный в Книгу Гиннесса рекорд по количеству вызовов на поклон после спектакля "Лебединое озеро", который они станцевали в Венской государственной опере в 1964 году.

Их связывали и личные отношения, и Фонтейн даже родила дочь от Нуриева, которая вскоре умерла.

Когда Фонтейн приняла решение покинуть сцену Лондонского королевского балета, вслед за ней последовал и Нуриев. Дуэт распался.

Будучи разносторонне одаренным человеком, Нуриев интересовался не только балетом. В 1972 году он снялся в танцевальном фильме "Я — танцовщик", а в 1977 году — в роли известного голливудского актера Валентино в одноименном фильме у режиссера Рассела.

В 1983 году Нуриев окончательно поселился во Франции, где вплоть до 1989 года руководил балетной труппой Гранд-Опера. Но со здоровьем творилось непонятное: появилось общее недомогание, обмороки.

В конце 1984 года, после обследования в одной из частных парижских клиник, Нуриеву поставили диагноз — СПИД. Как оказалось, болезнь развивалась в организме уже более 4-х лет. По одной из версий, организм артиста случайно инфицировали врачи одной из больниц во время переливания крови после того, как Нуриев попал под машину на улице.

Артист не верил в возможность летального исхода и согласился на активный курс лечения, расходуя на это ежегодно несколько миллионов долларов. В это же время не прекращалось общение с коллегами, прессой, частые поездки. В 1990 году он даже приехал в Россию, чтобы в последний раз дотронуться до стен Мариинского театра.

Летом 1991 года болезнь начала прогрессировать и весной следующего года началась ее последняя стадия.

Несмотря на болезнь, Нуриев стремился завершить работу над постановкой "Ромео и Джульетты". Болезнь на некоторое время отступила, и работа была завершена.

20 ноября 55-летний Нуриев лег в больницу, потому что начались сильные боли, он ничего не мог есть, и питание ему вводили внутривенно.

Великий артист скончался 6 января 1993 года. Его похоронили на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем, где нашли свой последний приют многие русские эмигранты, тоже вынужденные покинуть Россию. Недалеко от могилы Нуриева находится и могила известного русского кинорежиссера Андрея Тарковского.

Спектакль о его жизни покажут в нескольких городах Украины в рамках всеукраинского гастрольного тура, который завершится спектаклем в Киеве, сообщил "Сегодня" представитель Романа Виктюка, член правления Национального общественного союза промоутеров Украины Михаил Бондаренко.


КСТАТИ
Нуриев являлся владельцем превосходной коллекции произведений искусства и сценических нарядов, в том числе и собственных. Поскольку прямых наследников у Нуриева не оказалось, большая часть принадлежавших ему вещей после смерти ушла с молотка.
Один из наиболее символичных элементов сценографии — железная изгородь, через которую Нуриев перепрыгнул в июне 1961-го, чтобы не возвращаться в СССР.