Выпуск газеты Сегодня №287 (1931) за 17.12.2004
БРЫЗГИ ФАЛЬШИВОГО ШАМПАНСКОГО
Немного истории. На заре 1930-х Сталин решил сделать дорогущее шампанское доступным каждому пролетарию. Наказ выполнили ученые Фролов и Багреев, заменившие классическую технологию вторичного брожения в бутылках резервуарным методом — ускоренного созревания в многотонных емкостях — акратофорах. Они получили госпремии, а народ — дешевый, хотя и не столь благородный, атрибут праздника.
Основная продукция украинских заводов шампанских вин (ЗШВ) — марка "Советское Шампанское", занимающая до 80% рынка. Гурманы знают, что лучшее игристое вино может быть сухим или очень сухим (брют, экстра-брют), у нас же наиболее популярны полусладкие сорта, поэтому они — главный объект фальсификации, особенно в предновогодье. По словам начальника отдела маркетинга Киевского ЗШВ "Столичный" Валерия Романского, в декабре продажа шампанского возрастает в 5—7 раз, а подделки достигают 20—30% рынка. Они рассчитаны в основном на глубинку, но и в мегаполисах в открытую предлагают крупные партии великолепно замаскированного фальсификата: промышленным способом имитируются основные элементы защиты, используемые легальными производителями. Штраф в 1400—17000 грн. цеховиков не пугает. По ст. 204 Уголовного кодекса можно "сесть", но только если подделка представляет угрозу жизни и здоровью: посему "липу" чаще делают, наклеивая этикетки ведущих производителей на низкопробное, но безвредное вино. Самый действенный способ борьбы — игра на опережение. В этом сезоне КЗШВ защитился тисненой "винной" бумагой Matiset, на этикетке — слово "Увага!", в контрэтикетке использована двусторонняя печать и прямоугольник стирающейся фольги, скрывающей логотип завода и надпись "справжня якість". Впрочем, как справедливо возразил директор Центра независимых потребительских экспертиз "ТЕСТ" Валентин Безрукий, не в каждом магазине покупателю позволят сцарапывать фольгу, тем более — отдирать контрэтикетку. Поэтому дискутанты пришли к единому мнению, что самый верный способ — покупать шампанское в крупных магазинах, имеющих прямые поставки от производителей.
Ту же рекомендацию дал главный винодел Харьковского ЗШВ Николай Гомля, посетовавший, что машинная наклейка (полоски на обороте этикетки) — препятствие только для кустарей, а цеховики и офсетную печать используют, и даже надпись "Харьков" на колпаке из фольги.
Бренд-менеджер ТМ "Одесса" Владимир Белоконев: "В верхней части обновленной этикетки — изображение фирменного знака Одесского ЗШВ в виде старой арки, на ее башнях — буквы "F" и "R". На контрэтикетке есть белый квадрат, в котором при охлаждении появляется изображение арки. Еще один защитный элемент — микрошрифт на обороте этикетки: при увеличении можно прочитать информацию об основателе производства, а подделать эту этикетку невозможно.Фальсификат нашего шампанского встречается достаточно редко, это экономически невыгодно".
И, очевидно, совсем нет смысла подделывать элитную, а потому недешевую, продукцию Артемовского ЗШВ, выпускающего шампанское по классической технологии выдержки в бутылках. Начальник отдела рекламы Татьяна Колесник утверждает, что случаев фальсификации вообще не зафиксировано, эту информацию нам подтвердили и в концерне "Укрсадвинпром".
ЧЕМ ЗАКУСЫВАТЬ
Ассортимент закусок к этому вину разнообразен: фрукты, бутерброды с икрой, хороший сыр, салаты, блюда из белого мяса, дичи, бисквиты с фруктами и ягодами. Категорически не рекомендуется (хотя многим это нравится) закусывать шампанское шоколадом: он притупляет чувствительность рецепторов, не позволяя в полной мере оценить вкус и аромат напитка.
И КТО ЭТО ПРИДУМАЛ
Игристые вина изобрели случайно и поначалу они представляли собой... неликвид. Графство Шампань благодаря торговле процветало до XІV в., когда род тамошних графов пресекся, торговые пошлины потекли в королевскую казну, а здешняя ярмарка захирела. Местное же вино не могло соперничать с тонкими напитками из Бургундии и Бордо и даже как дешевый "жаждоутолитель" не всегда продавалось без остатка. Весеннее тепло пробуждало дремавшие в вине дрожжи, они продолжали разлагать сахар на спирт и углекислоту, а та часто разрывала бочки и бутылки. Но в некоторых уцелевших сосудах созревал дивный игристый напиток, пришедшийся знати по вкусу. Начиная с 1670-го, 47 лет монахи-бенедиктинцы дом Периньон (его именем названа знаменитая марка шампанского) и дом Удар создавали устойчивую технологию: купаж, форма бутылки и цвет стекла, корковая пробка — их находки. В 1816-м не менее известная мадам Клико придумала, как удалять из шампанского осадок. Русские же купцы предпочитали марку "Моэ": трактирщик понимал их с "полумука".