1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №289 (1933) за 20.12.2004

НА СОЦВЫПЛАТЫ И ПЕНСИИ НАСКРЕБЕМ, ЕСЛИ ПРОДАСТСЯ "УКРТЕЛЕКОМ"

Завтра парламент должен повторно рассмотреть в первом чтении законопроект о бюджете на 2005 год. Но времени для его принятия почти не остается, и похоже, Украине придется встречать Новый год без главного финансового документа.

У СЕМИ НЯНЕК

Чем это может грозить рядовым гражданам? По словам и. о. премьера Николая Азарова, ежемесячные расходы придется финансировать, в лучшем случае, на уровне прошлого года. Значит, под угрозой невыполнения оказываются все повышенные социальные обязательства Кабмина. В частности, нельзя будет направить деньги на обещанное 10%-е повышение зарплат бюджетникам, запланированное как следствие повышения минимальной зарплаты с 237 до 262 грн., на компенсации невыплаченных надбавок учителям, повышение стипендий студентам, бесплатное питание учеников 1—4 классов и на дополнительные соцгарантии ветеранам войны...

"Правительство и Минфин каждый год ставят нас перед "выбором": принимать плохой или очень плохой закон о бюджете, а если не успеем до 1 января, пойдут массовые недоплаты, — комментирует "Сегодня" сложившуюся ситуацию первый заместитель председателя бюджетного комитета ВР Валерий Коновалюк. — Работа почему-то откладывается на последний момент и потом все рассматривается и принимается в спешке и поверхностно. А в этом году еще и выборы наложились, заполитизировавшие бюджетный процесс. Сначала оппозиционные фракции заблокировали первое чтение, был потерян почти месяц. А потом Минфин проигнорировал почти все предложения депутатов (а их было около 2000) и внес фактически новый документ, с которым многие не успели даже ознакомиться.

Мы попали в очень сложное положение. Бюджет нужно серьезно перерабатывать, поскольку всплывает очень много противоречий и недостатков. Максимум, что можно сделать до Нового года — принять ту часть документа, которая относится к местным бюджетам, чтобы на местах могли определиться, какими средствами смогут располагать. В том, что бюджет целиком не будет принят, нет сомнений. Сегодня никто не хочет брать на себя ответственность за чужие обещания, понимая, что будущий год станет определяющим перед парламентскими выборами. В идеале бюджет должно формировать уже новое правительство, которое будет его выполнять и отвечать за последствия".

А отвечать есть за что. Чего стоят только целевые надбавки к пенсиям, увеличившие их до прожиточного минимума и обещание погасить долги за жилкомуслуги в счет "замороженных" советских вкладов. На первое Пенсионному фонду необходимо добавить порядка 7 млрд грн., а всего для покрытия его дефицита из казны придется отдать 12,1 млрд грн. — почти в 5 больше, чем в 2004-м! Плюс на компенсации по жилкомуслугам вкладчиков бывшего Сбербанка СССР раскошелиться на 6 млрд грн. Остальные социальные статьи на этом фоне — сущий пустяк. Так, на увеличение зарплат бюджетников (с соблюдением межтарифных соотношений) отписано 186 млн грн., на выплату разовой помощи ветеранам ко Дню Победы — 144,8 млн, на госзаказ автомобилей инвалидам ВОВ — 243 млн, на перерасчет ранее назначенных пенсий военнослужащим — 600 млн, на компенсации по советским вкладам и и страховкам — 500 млн грн. Как признал Н. Азаров, социальный блок делает бюджет "весьма напряженным", но выплаты по большинству статей "зависают" до момента его принятия. Единственная из них, которая наверняка не пострадает, это повышение социальных пособий самым незащищенным категориям населения: она, как правило, финансируется Минфином в упреждающем порядке (см. таблицу).

БЮДЖЕТ ПРОЕДАНИЯ

Наскрести такие деньги отнюдь непросто, учитывая что вся доходная часть бюджета не дотягивает и до 90 млрд. Поэтому пришлось пустить под нож кое-какие "второстепенные" статьи. К примеру, Кабмин предложил урезать программу "Школьный автобус" (на 20 млн грн.), программу компьютеризации сельских школ (на 90 млн), выплаты по задолженности перед учителями (на 500 млн), программу газификации сел (на 600 млн). Но и этого все равно не хватит, так что основная надежда украинских пенсионеров — на успешную продажу с молотка оставшихся привлекательных объектов госсобственности, особенно "Укртелекома", за которые председатель Фонда госимущества Михаил Чечетов обещает выручить 7—8 млрд грн.

Однако, по словам В. Коновалюка, покрывать бюджетный дефицит за счет приватизации рискованно, ведь доходов не будет минимум ближайшие полгода. В то же время, считает он, есть реальные резервы, которые правительство почему-то игнорирует. Это — рентные платежи и пошлины. Многие страны успешно решают бюджетные проблемы именно за счет конъюнктуры внешних цен. Но Минфин этих предложений не учел, так что в бюджет они уже войти не могут.

"Будем сокращать число предприятий-льготников, которые платят налоги по сниженным ставкам", — много лет стращает Кабмин, но никого не трогает, как и на этот раз.

В то же время правительство решило добавить деньжат там, где их вполне можно было экономить. К примеру, если при первом чтении на финансирование Госуправления делами администрации Президента было выделено 2,5 млн грн., то теперь предлагается дать на порядок больше, добавив еще 23 млн. Еще на одну спорную статью обратил внимание В. Литвин. По его словам, "сложно говорить о социальной направленности бюджета, если в нем запланированы расходы на содержание охотничьих угодий в 2,6 раза большие, чем на предотвращение детской беспризорности". Словом, острой полемики завтра в парламенте не избежать.

Напомним, что доходы бюджета-2005 запланированы в размере 87,8 млрд грн., расходы — 92,7 млрд, при дефиците в 4,9 млрд грн. Если сравнивать с прошлым годом, то "дебет" увеличился на 31,4%, "кредит" — на 34,1%, а дефицит — на 48,6%.

Председатель Совета Нацбанка Анатолий Гальчинский, комментируя эти цифры, сказал, что показатели и доходной, и расходной части явно завышены, не говоря уже о дефиците. "Мы еще бедное государство, которое не доросло до социально ориентированного рыночного бюджета, и нам необходимо ограничивать потребление. А в будущем году оно составит около 40% ВВП, тогда как многие страны индустриального цикла, в частности, в Юго-Восточной Азии, позволяют себе проедать не более 20—25%". Иначе о развитии нечего и мечтать".