1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №290 (1934) за 21.12.2004

" И Я РЕШИЛ,НУ ЧТО ТАКОЕ СОРОК ДНЕЙ"

"Осознав то, что родился 27 марта 1961 года, в день и в год, когда ЮНЕСКО начал праздновать Международный день театра, я понял, что мне предстоит совершить что-то большое и великое, — говорит артист Никита Джигурда. — Осознанно я стал ощущать свой тонкий мир, когда вошел в первый свой пост, подготавливая себя к предстоящему альбому — к столетию Есенина. Наши предки на Руси ходили в сорокадневный пост для написания икон, и я решил: ну, что такое сорок дней? Не помру же за сорок дней без мяса и рыбы. И примерно на двадцатый день поста пошли такие откровения, и одновременно в руки стали попадаться книжки на эти темы, и это кардинально перевернуло всю мою жизнь."

"ГЛАВНОЕ — ПОБЕДИТЬ ВРАГА В СЕБЕ"

— И как друзья отреагировали?

— У меня друзья были такие же, как и я — мясоеды: водка, девочки. И когда я стал им рассказывать об этом, они решили: ну, все, у Джигурды "поехала крыша"! Был нормальный мужик, а тут вдруг твердит о карме, о Боге. До этого я боролся с внешним миром. Моя фамилия корнями уходит в Запорожскую Сечь и обозначает "владеющий оружием". И до очищения, видимо, некий зов тоже меня толкал к такому буйству, к воплощению на сцене ролей суперменов. Но я понял, что главное — победить врага в себе.

— Какие у вас враги в себе?

— Гордыня. Неприятие любой ситуации, происходящей с тобой, это уже гордыня. Ведь любую ситуацию ты заслужил своими поступками. Мы просто не помним, как в детстве, могли обидеть человека, а откликается это через десять-пятнадцать лет. Это то, что в буддизме называется кармой, а у нас — что посеешь, то и пожнешь. Но вот умение за все, что бы ни случилось, благодарить: "прекрасно — и слава Богу, плохо — и слава Богу" — это, конечно, высший пилотаж!

Я прошел через голодание, после сорока дней голода весил 58 килограммов, чуть ли не от ветра шатался — а я в свое время учился в Киевском институте физкультуры, был кандидатом в мастера спорта по гребле на каноэ и в жизни хотел быть суперменом — и вот именно этот период и заставил проанализировать свою прошлую жизнь и понять, что если тебе, здоровому и крепкому, дано это от Бога и родителей, то кому-то это не дано, и каково им, когда ты бахвалишься. И это меня очень сильно вылечило.

— В свое время вас обвиняли в антисоветчине...

— Да, меня называли антисоветчиком, но это не было целенаправленно. Было несогласие с такой жизнью, когда втихаря все говорят одно, а на собраниях — другое. Я просто говорил правду, которую в то время говорили на кухнях. И это не нравилось, и из-за этого называли диссидентом, хотя я себя таковым не считал. Я знал, что существуют организации, и меня несколько раз звали на такие собрания, но я любил свободу. И это меня, кстати, спасло. Высоцкий практически был под официальным запретом, а я периодически выходил на Ваганьковское кладбище, пел. Кагэбэшники в 1984 году, заломав меня и сломав мне палец, не пускали на Ваганьковское. Они говорили: "Тебя спасло то, что ты, что называется, волк-одиночка — не принадлежишь ни к какой организации". Мне рассказали всю мою биографию последних лет и, надо сказать, мне повезло, что меня брали во времена Андропова, потому что если бы взяли за год до этого, то могли и отбить что-нибудь... А здесь, из-за того, что пошло другое время, они мне сочувствовали, угощали — зимой! — гранатами и апельсинами: "Ты пойми: работа у нас такая! Ну, поломали тебе палец — но ты же начал сопротивляться! Мы же сутки за тобой следили, три машины под окном, под балконом дежурили! А ты сопротивляешься, орешь... " И я на самом деле и тогда сильно не злился ни на них, ни на власть, у меня просто было желание говорить то, что хочу.

"ГЛУБИНУЮ ЦЕННОСТЬ ВЫСОЦКОГО ЕЩЕ НЕ СОЗНАЛИ"

— Вы пробовались на роли в Театр на Таганке...

— Когда я приехал из Киева, в котором родился, в Москву, Театр на Таганке для меня был озоном, глотком свежего воздуха. Я пересмотрел весь репертуар, набрался наглости и пошел — без образования — к Любимову и оторал ему монолог Хлопуши, зная, что он ставил молодых актеров на роль Хлопуши. Они играли пару спектаклей, срывали себе глотку, и на роль брали другого. Любимов брал меня на Таганку, но Юрия Петровича тогда, в 1983 году, лишили гражданства, и премьера не состоялась. А я должен был играть Хлопушу, Маяковского, Семена Гудзенко — роли, которые играл Высоцкий.

— Расскажите о его влиянии на вас?

— А я с тринадцати лет, когда взял в руки гитару, рос на песнях Высоцкого. Я считаю его своим духовным учителем и, более того, поэтом и философом, реальную глубинную ценность которого еще не осознали. Особенно его последние стихи очень близки к философии Христа. Возлюби врага, возлюби весь мир, осознавая, что весь мир это ты! Мы все едины! И кто-то должен простить. По поводу врага в себе у Высоцкого есть гениальные строки: "Во мне сидит мохнатый злобный жлоб с мозолистыми цепкими руками. <…> И я себе мгновенья не прощу, когда меня он вдруг одолевает". Почему Высоцкого любили больше, чем Галича, хотя Галич в открытую все говорил? Потому что Высоцкий интуитивно понимал, что жлоб сидит внутри и его надо побороть, и он эзоповым языком об этом говорил.

— У вас, я знаю, была встреча и с Окуджавой.

— Окуджава, назначив свидание на десять минут, говорил со мной около часа, и сказал: "Если вы серьезно будете продолжать заниматься литературой, поэтическим творчеством, то лет через восемь-девять можете достигнуть очень больших результатов". Он посоветовал попробовать найти другие мелодические и ритмические ходы. "Я вижу, — сказал он, — что у вас это настоящее, что вы хрипите не для того, чтобы выпендриться, а потому, что просто так сложилось. Но чтобы не быть похожим, найдите другие краски". И в этом смысле мне очень помог Розенбаум. Это был 1984 год, первые его альбомы после одесского цикла, его мелодика, его построение. Мне сейчас говорят после концертов: "Вы напоминаете Высоцкого, Талькова, Розенбаума одновременно". Я отвечаю: "Это же хорошо, что я напоминаю лучших сынов России".

Я убежден, что небеса забирали и Высоцкого, и Талькова раньше положенного срока, потому что они начинали не соответствовать высоте своих произведений. То есть Игорь Тальков говорил, например, о Боге, о святости, о любви, но когда суд над КПСС закончился не с тем результатом, которого нам хотелось, он не выдержал и пошел, что называется, в открытую. До этого он воевал как умел, но без агрессии. А после — стал призывать молодежь на концертах чуть ли не за оружие браться против коммунистов. И вся эта толпа, жаждущая от него героя, который ее возглавит, подтолкнула его на эшафот.

"ЕМЕЛЯ-ДУРАК ЗАНИМАЛСЯ МЕДИТАЦИЕЙ"

— Кто был Христос?

— Взять на себя и простить — означает прервать цепочку зла, которое идет все время по кругу, ведь человечество жило и продолжает жить "око за око, зуб за зуб". И если до прихода Христа человечество преумножало это зло, то пришел Иисус и очистил в тот момент Землю от колоссального количества агрессии тем, что, соединившись на кресте с тонким миром, молясь в этот момент и получая энергетический заряд снизу от толпы, от власти, от Рима, повторял все время: "Прости их, они не ведают что творят". И таким образом сжигал агрессию, накопившуюся за огромное количество веков до него. Второе пришествие, в отличие от ортодоксального толкования, это пришествие коллективное, когда каждый человек может ощутить в себе искру Божию, и ее надо в себе разжигать. И таким образом каждый на своем месте начнет сжигать агрессию, накопившуюся за время от Христа до наших дней. Второе пришествие идет через тех, кто это осознает. В этом смысл и в этом будущее. Другой путь — путь страдания, гибели, пока человек не осознает, что мы только лишь клетка на теле Вселенной. Банальный пример с микроскопом, без которого микробы не видны, но это же не значит, что их нет.

— Никита, если затронуть тему преемственности поколений. У вас, насколько я знаю, родители инженеры-программисты.

— Да.

— Они спокойные люди?

— Да, совершенно.

— Тогда откуда же в вас бунтарство?

— Все те же запорожские казаки, предки во мне проявились, а потом, по линии мамы, у меня польские гены. Мама женщина сильная и волевая, и гордыня передалась мне.

— Человеку мешают какие-то общественные обязательства?

— Стремление быть первым — в спорте, в искусстве — в какой-то момент приводит к полному поражению, потому что вдруг ты понимаешь, что не можешь сделать то, что внутри тебя живет. Из-за этого многие спиваются, опускаются, потому что потенцию чувствуют, а реализовать не могут и обламываются. А в какой-то момент вдруг наступает открытие, ведь существует другой путь: не участвовать в общественной жизни — в смысле не платить взятки, не пробивать, а сидеть дома, как Емеля. Вот Емелю считают дураком. У меня все никак не назреет, но я хочу написать поэму и рассказать, как я понимаю это. Никто же не знает, чем Емеля-дурак занимался дома! Он-то сидел на печи, а потом вдруг видят, что он на печи едет и все, что ни захочет, у него есть! Посвященные понимают, что этот человек сидит, очищается, молится, голодает, а это и есть проникновение в тонкий мир, отказываясь от материи и понимая, что не берешь ничего у Земли в это время. Мне кажется, Емеля-дурак все это знал и занимался медитацией, а потом выходил и чудеса творил.

— Влияет ли сейчас политика на вашу деятельность?

— Влияет, потому что я нахожусь в этой стране и в этом политическом строе и понимаю, что это моя карма и мой долг. Единственная разница: если раньше мой подход к этому базировался на обвинении политиков и власти, то сейчас я их жалею и пытаюсь на концертах убрать агрессию людей.

— Никита, вы сейчас стремитесь к соприкосновению с тонким миром, к познанию его. Каким образом отыскивается этот путь?

— Я, может быть, скажу сейчас несколько крамольную для многих мысль о том, что это предопределено. Я глубоко уверен в предопределенности нашего бытия от рождения до смерти. Как бы ты ни жил, проживешь — как в "Мастере и Маргарите" — столько-то. Не бывает случайностей. И есть глобальные точки событий, которые тоже предопределены. Между этими точками есть огромное количество вариантов, которые дают человеку некую свободу, но на самом деле — каким бы путем ни пошел, ты четко придешь к тому событию, которое зафиксировано в твоей судьбе. Тогда получается, мы роботы. В чем же тогда смысл? А смысл заключается в том, с какими мыслями ты проходишь через эти точки! Реакция человека строит его будущее. Грубо говоря, ты совершил положительный и вроде милосердный поступок. Но вот ради чего ты его совершил? Ради того, чтобы прославиться, или для того, чтобы помочь? И вот это очень важно!

Со мной — это я уже потом проанализировал — происходили вещи, когда мне попадались люди, помогающие мне во время моей борьбы с системой.Находились люди, которые или в эфир меня ставили, или интервью печатали, или словом помогали, или деньгами. Я вспомнил, что первый эфир мой на телевидении делала Ира Новикова, вегетарианка. Когда у меня был аппендицит, мне дали книжку о медитации. У меня через две недели должен был быть концерт, я читал эту книгу и выздоровел гораздо быстрее и стоял с аппендицитным швом и пел.

Я не тешу себя иллюзией, что, вот, я буду говорить об этом, и все сразу изменится. Более того, если в первый год своих постов я на каждом шагу говорил: ребята, становитесь вегетарианцами, в этом спасение, то сейчас я, наоборот, говорю: если в вас не созрело внутреннее желание, ни в коем случае в это не идите, потому что будет больно! Если вы идете в вегетарианство ради здоровья или ради любопытства, или только ради физического очищения, вы будете наказаны, потому что, не молясь, не понимая глубины философии вегетарианства как очищения, ничего не получится. Человечество в большинстве своем губит природу и плодит агрессию не потому, что оно плохое, а потому, что люди "маленькие" еще.