1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №297 (1941) за 29.12.2004

ОСАГО: ДОРОГО И НЕПОНЯТНО

Если бы у меня был автомобиль, я, как законопослушный гражданин, 2 января 2005 г. отправился бы в ближайшую страховую компанию и немедленно купил бы полис ОСАГО (Обязательного страхования автогражданской ответственности) на случай, если стану виновником ДТП. Ведь с 1 января, напомним, вступает в силу Закон "Об общеобязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств". Но учитывая, что я —"безлошадный", то имею одной проблемой меньше. А вот владельцам "колес" придется в новом году поломать голову, как раздобыть полис ОСАГО, без которого садиться за руль запрещено. Дело в том, что по информации председателя Госкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг), Виктора Суслова, пока только утверждены базовый страховой платеж (напомним, он равен 291 грн. в год), форма полиса, а вот условия по лицензированию этого вида деятельности до сих пор не согласованы с Комитетом по предпринимательству и регуляторной политике. По поводу сроков согласования нам оттуда сообщили, что "работа идет". А ведь после этого документ еще надо зарегистрировать в Минюсте. С учетом того, что до 1 января осталось совсем немного, сие выглядит проблематичным.

В. Суслов надеется, что закон об ОСАГО будет введен в положенный срок, а предусмотренного им переходного периода (до 1 апреля 2005 г.), в течение которого не будут применяться штрафы за отсутствие у водителей полисов обязательного страхования, окажется достаточно для решения всех возникающих вопросов.

Впрочем, весьма похоже, что "имитация бурной деятельности" заинтересованными лицами на деле выльется в следующее: закон об ОСАГО с 1 января следующего года автоматически вступит в силу, а его исполнение тихо "зависнет" до конца зимы—начала весны, когда страховые компании наконец-то поделят "жирный пирог" стоимостью до 3 млрд грн. одномоментно собираемых страховых взносов, пройдя в Моторном (транспортном) страховом бюро Украины (МТСБУ) перелицензирование на право страхования ОСАГО. По состоянию на середину 2004 г. в МТСБУ входило 109 таких компаний. В бюро не смогли прокомментировать, скольких из них "отсеют", но мы спрогнозируем: останется не более половины.

Впрочем, автовладельцев больше волнует другая проблема: почему страховка будет стоить так дорого? Даже при теперешней цене полиса в 98 грн. для владельца легковушки с двигателем объемом до 1,6 л, добровольно застраховался примерно каждый десятый. Прикинем стоимость полиса согласно новому закону. Базовый платеж, на который страховщики будут умножать поправочные коэффициенты, учитывающие тип автомобиля, водительский стаж владельца и так далее, утвержден в сумме 291 грн. Прикинем, сколько должны будут уплатить хозяин легковушки с объемом двигателя до 1600 куб. см, проживающий в Киеве, имеющий водительский стаж до 1 года, не пользующийся льготами и впервые заключающий договор третьего типа сроком на один год, и аналогично — его суперопытный коллега и земляк. Бонус-малус (скидки или надбавки к платежу за безаварийность и др.) при первичном страховании принимается равным единице, поэтому для "чайника" сумма страхового платежа будет колебаться в пределах 372—558 грн., для аса — 279—372 грн. Немало...

Платить, однако, придется, ибо без полиса ни один автовладелец не сможет пройти техосмотр. Вот тогда наверняка и начнутся очереди в страховых компаниях. Ведь даже сейчас на каждую из сотни тех, кто входит в МТСБУ, в среднем приходится примерно по 50 тысяч владельцев авто, а к весне их будет гораздо больше.


ИСТОРИЯ ВОПРОСА
28.09.1996 г.
Принято постановление Кабмина "О порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Постановление не предусматривает ответственности за отсутствие такого полиса.
03.07.2004 г.
Принят Закон Украины "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО).
01.01.2005 г.
Закон об ОСАГО вступает в силу.
01.04.2005 г.
Наступает административная ответственность водителей за управление автомобилем без полиса ОСАГО — штраф 8,5—17 грн.


ТИПЫ СТРАХОВАНИЯ
Договоры страхования автогражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств бывают трех типов:
страхование ответственности за вред, нанесенный третьим лицам при эксплуатации строго определенного транспортного средства любым человеком, эксплуатировавшим его на законных основаниях;
то же, но любой или нескольких машин, указанных в страховом полисе, конкретным лицом;
то же, но одного определенного авто одним или несколькими людьми, названными в страховом полисе.
Страховщик не может отказать страхователю в заключении договора ОСАГО по полису третьего типа.
Эксплуатация транспортных средств на территории Украины без страхового полиса, выданного в соответствии с Законом "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств ", запрещена, однако страхование транспорта, не участвующего в дорожном движении, обязательным не является.