1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газета Сегодня №297 (1941) за 29.12.2004

"12 СТУЛЬЕВ" — ШОУ НЕ ДЛЯ СЛАБОНЕРВНЫХ

Приятный тембр голоса и улыбка сказали о том, что однажды известный украинский режиссер Максим Паперник, на счету которого множество ярких и любимых зрителями работ, когда-то серьезно готовился к тому, чтобы стать актером, но судьба сложилась иначе. Его стараниями зритель видит звезд кино и шоу-бизнеса в неожиданных и смелых образах. Сам о себе режиссер говорит так: "Я человек вспыльчивый, потому что по знаку Зодиака — Овен, а мое имя, Максим, предполагает максимализм во всем. Ситуации бывают абсолютно разные, как на съемочной площадке, так и в жизни..." Мне же Максим показался мягким и спокойным человеком.

— На съемках мюзикла "Снежная королева" вы работали с целым созвездием артистов...

— Они, поражались: "Какой спокойный режиссер!" Было очень приятно, что и Геннадий Викторович Хазанов, и Алла Борисовна Пугачева, по словам продюсеров мюзикла, так хорошо отзывались. Неурядицы нашей творческой кухни оставались за кадром, а на площадке была доброжелательная атмосфера.

— Вам посчастливилось работать со многими великолепными дамами экрана и эстрады: Лайма Вайкуле, Наталья Ветлицкая, Анжелика Варум, Кристина Орбакайте. Они не капризничали?

— Если говорить о дамах, то начать нужно именно с гранд-дам: Алла Пугачева, София Ротару, Клара Новикова. В этом году сбылась еще одна моя режиссерская мечта: в нашем фильме снялась Людмила Марковна Гурченко. Меня поразила Нина Усатова — потрясающий человек, блестящая актриса и женщина. Может, я повторю штамп, но рядом с такими артистками, действительно, легко быть большим режиссером.

— Кто, на ваш взгляд, главный в процессе создания фильма: режиссер или артист?

— Для зрителя, конечно, артист является проводником, коммуникатором всех режиссерских идей. В создании фильма важен костяк, стержень, а это, безусловно, режиссер, который генерирует идеи и следит за воплощением.

— С кем из участников ваших работ вы поддерживаете отношения вне площадки?

— По понятным причинам мы не могли с некоторыми артистами поддерживать отношения до совместных проектов, но перед тем как приступить к работе я летал в Москву, — знакомился. С Кристиной Орбакайте мне повезло больше, потому что накануне мы отсняли совместный клип, очень любимый мною "Свет твоей любви". С Андреем Данилко мы дружим давно и сделали клипы "Контролер", "Гоп-гоп", "Все будет хорошо". Вообще, честно говоря, для того, чтобы чего-то достичь в нашей стране, нужно сделать в сто раз больше, чем в той же России, не говоря о других странах, поэтому все время уходит на работу. Мы можем созваниваться с артистами, встретиться на каких-то мероприятиях, поздравить друг друга с праздниками, а на большее, к сожалению, не хватает времени. На проект "12 стульев", например, у меня ушел год. В любом случае, тот образ жизни, которым человек живет, он выбирает себе сам и для меня катастрофа, когда нет такой загрузки, как сейчас.

— Откройте секрет удачной работы с такими разными людьми...

— К каждому артисту надо найти тот ключик, и часто приходится прятать и гасить свои амбиции. Я могу пойти на уступки, но только, если это не нарушает концепцию проекта, могу промолчать, не увидеть чего-либо, не услышать. Но практикой проверено: чем больше звезда, тем проще человек в общении, потому что он уже состоялся. Когда же человек делает первые шаги, чувствует интерес к себе, первый вкус популярности, известности, славы — это одно из самых трудных испытаний.

— Максим, как планируете провести Новый год?

— Будете смеяться, но я хочу посмотреть свой фильм в кругу близких. Я не люблю шумных встреч Нового года, поскольку такие эксперименты были, и каждый раз это новое разочарование. В смысле встречи Нового года я очень консервативен: салат "Оливье", "Шампанское", подарки под елочкой. Понимаю тех людей, кому хочется в этот день фейерверков, ярких впечатлений, но мне нужен покой, уют, домашнее тепло.

— Говоря о своей работе, вы бы сказали, что…

— …артисты — это сплошные стрессы! Но я всегда говорю, что не брошу свою работу ни за какие коврижки.

— Что бы вы хотели получить в подарок к Новому году?

— Мне очень нужен альбом для фотографий, которых накопилось множество за последние несколько лет. Я больше люблю дарить подарки сам, чем получать их, и процесс выбора для меня очень важен. Преподношение подарков — один из самых излюбленных процессов в жизни. Лучшим подарком к Новому году будет, если в 00.05. позвонят мои друзья и скажут: "Мы видели твой фильм, Макс: это — бомба!"

— Давайте поговорим о том, каких отзывов о своем новом мюзикле "12 стульев" вы ждете...

— Я понимаю, что будет шквал критики. Экранизация "12 стульев" для меня, как для режиссера это колоссальное испытание, проверка на профессионализм. С этим материалом я уже год имею дело и осталось только выдать его на суд публики, критиков. Думаю, что все будет хорошо!

— Вы были довольны отзывами о мюзиклах "Снежная королева", "За двумя зайцами"?

— Мне были понятны как позитивные, так и негативные рецензии, когда говорили: "Это моветон! Кич!", воспринимая все, что мы делаем, как некий вклад в Золотой фонд кинематографа, не учитывая то, что задумывались эти мюзиклы как некий новогодний аттракцион, чтобы повеселить и развлечь людей. Анализ критики порой начинался почти с эпохи братьев Люмьер. Но я прекрасно понимаю, что, благодаря звездному кастингу, все же у мюзикла "За двумя зайцами" очень высокий рейтинг.

— Не боялись браться за Ильфа и Петрова?

— Я не пошел по пути осовременивания, не пошел по пути переноса произведения в другую реальность. Основная задача была сохранить дух, настроение Ильфа и Петрова. Нужно было сократить, не выплеснув ребенка. Была безумно сложная работа над сценарием, в результате которой что-то мы потеряли. У Марка Захарова это воплотилось в 4-х сериях, а у нас в 2-х. Пришлось, конечно, сократить наш блокбастер, чтобы не перегружать новогоднюю ночь зрителю.

— Что для вас это произведение и есть ли у вас любимый персонаж из "12 стульев"?

— "12 стульев" это сатира на тот строй, которого уже нет. Но в ней — ирония высокого уровня и тонкий сарказм, которые остаются актуальными и сейчас. Хотя мы со сценаристом фильма по-другому расставили акценты, но прикоснуться к такому материалу для меня, как для режиссера, было колоссальным удовольствием. По поводу персонажей... Николай Фоменко в мюзикле немного жестковат и прямолинеен, но в то же время это Бендер сегодняшнего дня. Илья Львович Олейников — просто лучший Киса, а их с Фоменко дуэт тянет на себе всю махину. Киса для меня, это Бендер на пенсии и, поверьте, они не зря нашли друг друга. Я очень скептически относился к Юре Гальцеву, ожидал от него, как от артиста эстрады, каких-то штампов, а он так блестяще сыграл отца Федора! Совершенно новая Елена Станиславовна получилась у Людмилы Гурченко, которая сама поставила все танцы в дуэте с Олейниковым. Людмила Марковна — это Примадонна с большой буквы и работать с ней оказалось фантастическим наслаждением. Одним словом, это шоу не для слабонервных! Посмотрите. По-моему, получилось.


ДОСЬЕ
Известен работой с Кристиной Орбакайте ("Свет твоей любви"), Андреем Данилко ("Гоп-гоп-гоп", "Все будет хорошо", "Контролер"), певицей Галлиной, клип "Самолеты не летают" (2000), "Каменный цветок" (2001), "Джимми" (2001). Режиссер мюзиклов "Снежная королева", "За двумя зайцами", "12 стульев". Режиссер пяти клипов Александра Пономарева, клипа на песню Ассии Ахат "Пожелай", работал с Алиной Гроссу и "Алиби".