1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №2 (1944) за 05.01.2005

"АМЕРИКАНСКОЕ КИНО — ЭТО МАКДОНАЛЬДС. ЕВРОПЕЙСКОЕ КИНО — ДОРОГОЙ РЕСТОРАН"

Александра Адабашьяна все зрители без исключения помнят по фильму "Собака Баскервилей" в сериале о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Адабашьян тот самый "Бэрримор, сэр" — истинный англичанин, родившийся в Москве. Сейчас актер и режиссер снимается в фильме, ставшем главным событием прошедшего года, да и нового, пожалуй, — экранизации романа Булгакова "Мастер и Маргарита", где Адабашьян сыграл Берлиоза. Об этом он и рассказал "Сегодня".

"ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ ТЕКСТА КНИГИ НЕ БУДЕТ!"

— С произведением Булгакова я познакомился очень давно, напечатано оно было в журнале "Москва", а после последовало знакомство с различными его адаптациями: читал сценарий Климова, видел спектакль в Театре на Таганке, фильм Павловича. К сожалению, не видел Вайдовский фильм, но слышал, что неудачный. Когда поступило предложение от Бортко, не колебался ни минуты: мне чрезвычайно интересен этот персонаж.

— О мистике в романе и о том, что это...

— "Евангелие от сатаны"?! Считаю, что это лукавство совершеннейшее. На земле существовало сообщество людей, в жизни которых ничего не изменило появление Воланда. Единственным мелким неудобством в этом обществе стал Мастер с его романом, а все остальное замечательно: люди существуют в уже совершенно дьявольской стране. Всех посадили в грузовик и повезли в сумасшедший дом, а люди, идущие по улицам, глядя на это, думают: едет экскурсия. Страна сатанинская, поэтому дьяволу там совершенно было нечего делать! Не одно безобразие, которое они там вытворяют не выходит за рамки того, что можно объяснить. Мастер мешает, его роман нужно убрать вместе с ним, а остальные... Ваня Бездомный, например, со своими антирелигиозными стихами будет прекрасно существовать дальше. Берлиоз получил свое, за то, что он не верит в существование дьявола, но ему это показали так, что больше никому он осознанное объяснить не сможет.

— Вы, стало быть, не верите в потустороннее?

— Я считаю все это чепухой, — все, что говорят о Гоголе и Булгакове. И говорю режиссерам: снимайте, снимайте и еще раз снимайте подобный материал — это нужно людям!

— Какой на съемочной площадке Владимир Бортко, который говорит о себе, как о человеке с непростым характером?

— У Бортко практикуется давно забытая кинорежиссерами вещь: он репетирует с актерами. До того, как снимать на Патриарших, мы репетировали у него в гостинице: Басилашвили, Галкин и я. Бортко требует знание текста, а текст такой, который не позволяет отсебятины. Меня потряс Басилашвили, который слово в слово великолепно пересказывал гигантские монологи. Бортко перевел очень много текста в прямую речь из ремарок. Берлиоз, упиваясь своим образованием, токует перед Ваней Бездомным, у которого только одна мысль: сейчас бы похмелиться, и рассказывает ему про мексиканского бога Вицли-Пуцли — там безумно сложный текст и, когда учишь его, вдруг забываешь какую-то фразу и пытаешься сказать своими словами — не получается: все имеет смысл, только выражаясь этим, булгаковским, очень качественным русским языком. Отступления от текста книги не будет, одним словом! У Бортко на съемочной площадке присутствует специальный человек, который следит за текстом, сверяет и поправляет актера.

— Вы раньше представляли Басилашвили в роли Воланда?

— Я был удивлен, услышав, что Воланда будет играть Басилашвили, но как Олег Валерьянович убедителен в этой роли!

— И что вас смутило в кандидатуре Басилашвили?

— Воланд — нечто идущее от Фауста, а это и определенная комплекция, и возраст: строгий, высокий, с точеным лицом. Басилашвили играет блистательно образованного, обаятельного, седого, импозантного человека. Когда мы начали репетировать, для меня Басилашвили стал не совсем ожиданным, но очень интересно сыгранным персонажем. Это было бы клише, если бы Воланд был худой и горбоносый. Никто бы его не испугался: ни Берлиоз, ни Ваня Бездомный. Ничего адского в Воланде не было, наоборот — умен, остроумен, что предполагает положительное, а не отрицательное обаяние. Когда-то, возможно, Евстигнеев вызывал сомнения, в том, что сыграет профессора Преображенского: не эту роль годился кто-то более утонченный, изысканный, но зритель теперь знает и любит именно такого Преображенского.

"ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ — АКТЕР НОМЕР ОДИН"

— Вы согласны с тем, что артисты в нашей стране, в основной своей массе, небогатые люди?

— Драматические — да, за исключением тех театров, где удается при помощи спонсоров поддерживать нормальный уровень. Кино в России только начинает подниматься и приносить доходы.

— Можете назвать картины, которые принесли прибыль их создателям?

— Фильм Андрея Звягинцева "Возвращение" стоил три копейки, а его купили 35 стран. Кино — это в большей степени производство, чем творчество.

— Ваше отношение к сериалам, где, кстати сказать, хорошо платят актерам?

— Хорошее кино напрямую зависит от производства сериалов. Вуди Аллен существует только потому, что есть ширпотреб: режиссер он не кассовый и никаких денег его кино не приносит. Американское кино нацелено на 13-14 летних, как Макдональдс, а европейское кино — это дорогой ресторан для взрослых людей. Оценить фильмы Бергмана можно лет в 30-40, когда есть определенная культурная база и знание литературы. Сейчас, слава богу, есть хорошие картины и полоса чернухи, порнухи, братков и мата 80-х, которая приводила в отчаяние, окончилась. Понимаете, для того, чтобы Бортко снимал "Собачье сердце", "Идиот", "Мастер и Маргарита", нужно снимать "Бандитский Петербург". Сериалы должны приносить деньги, как на заводе, производящем кастрюли.

— Кто из молодых актеров вам симпатичен?

— Влад Галкин — актер с очень большим потенциалом, Владимир Машков — просто гениальная личность, а Женя Миронов, вообще актер номер один сейчас.

Из женщин могу назвать Марину Александрову, но это мое субъективное мнение, поскольку она снималась у меня в "Азазель", где играла Лизоньку.

— Вы в судьбу верите?

— Несколько раз меня от смертельной опасности спасало стечение обстоятельств — судьба. Однажды мне неправильно поставили диагноз и я уже лечился от болезни, которой не было, как вдруг, меня вызвали на консультацию к профессору-онкологу. Я стал отказываться: "Не надо! Я уже лечусь в НИИ…", а после выяснилось, зачем я был нужен: профессору в тот день исполнилось 40 лет и, если бы не было достаточного количества пациентов, то светило бы не появилось... Понимая чистую формальность своего посещения, увидев огромную очередь под кабинетом, решил уйти... Врачом оказалась женщина, с которой мы были знакомы лет 15 назад и она, заметив меня, завела в кабинет. Мы болтали на общие темы, а после, когда она стала листать историю болезни, гляжу — мрачнеет и мрачнеет... Начали появляться ненормативные слова, она спросила, что мне назначили, а после выяснилось, что диагноз у меня ошибочный.

— Есть булгаковские слова, которые работают в вашей жизни?

— "Никогда ничего не просите у сильных мира сего. Они сами дадут вам". Бывают ситуации, когда сложно с финансами, и нужно согласиться на заранее тебе неприятную работу, но что-то подсказывает: "Подожди, сейчас все будет..."

Первую часть романа Булгакова "Белая гвардия" напечатали в журнале "Родина". Вначале роман прочел Павел Антокольский (в "Белой гвардии" он Гриша Айвазовский), а после отдал его Маркову — завлиту МХАТа. Булгаков не ходил во МХАТ и не совал там всем роман, а в итоге по нему поставили пьесу. Через два дня после премьеры пьесу сняли, но Иосиф Виссарионович возжелал посмотреть ее еще раз. Восстановили декорации, возобновили пьесу, и согласно хроникам МХАТа он смотрел ее 16 раз. Это было единственное произведение Булгакова, допущенное к зрителю. "Зойкину квартиру" не пустили, ни один роман Булгакова не печатали, и знаменитый писатель коллекционировал газетные заметки о себе: из них около 600 разгромных и только три удовлетворительных. Другой в его случае должен был на себя наложить руки или, написав покаянное письмо, начать клепать романы типа "Цемент".

— Вы дружите с Леонидом Ярмольником: он поклонник бильярда. Играете с ним?

— Довольно редко, потому что я играю так себе, а Леня, наоборот, очень хорошо. У нас много поводов для общения, а особенно мы сблизились во время болезни Филатова. Семь лет жизни после катастрофического диагноза, поставленного врачами Филатову, он прожил только благодаря помощи Ярмольника. Мы, кстати вместе с Ярмольником снимались в Киеве, только я у Балаяна, он у Суриковой, а потом начинали вместе делать программу "Чтобы помнили".


ТВОРЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
Снимался в сериале "Я тебя люблю", "Черная комната: Клеопатра", "Президент и его внучка", "Московские каникулы", "Настя", "Два гусара", "Полеты во сне и наяву" (скульптор), "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей" (Бэрримор), "Пять вечеров", "Свой среди чужих, чужой среди своих". Вместе с Михалковым написал сценарии к фильмам "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Несколько дней из жизни И.И.Обломова".