1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №3 (1945) за 06.01.2005

КАК РОЖАЛИ НАШИ ПРАБАБКИ

Во все времена люди с благоговением относились к беременной женщине, роженице, матери. Еще век назад в семьях воспитывалось много детей, беременность и роды были желанными для любой женщины событиями. Исходя из жизненной цели, выстраивалось и отношение к этим процессам: связанные с ними традиции и обряды знала каждая представительница слабого пола — они передавались от матери к дочери. А у нас, украинцев, согласно праву обычаев, рождение ребенка было чуть ли не основным условием признания законности семьи. Обряды, связанные с появлением малыша на свет, украиноведы разделяют на четыре цикла: предродовые, собственно родильные, послеродовые и социализирующие (привлечение новорожденного к роду, семье, коллективу).

ТАБУ ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ

Весть о беременности, несмотря на многочисленность семей и всю сложность быта, нашим прабабушкам приносила радость. Будущую маму оберегали от тяжелой работы, плохих новостей, ссор. В ее присутствии запрещалось ругаться, сквернословить, ей нельзя было отказать в исполнении просьбы. Самой же беременной полагалось вести благочестивый образ жизни, ведь внутри нее Господь творит душу и тело человека — как ни в какой другой период жизни женщине необходимо заботиться о своей душе, быть любящей, милостивой, доброй, кроткой, правдивой. А еще носящей во чреве следует удерживаться от раздражения, гнева, зависти, гордости, пустословия, злобы, испуга, уныния: все чувства, мысли, поступки, которые наполняют мать в период ожидания ребенка, непременно передадутся малышу.

Люди верили: если беременная совершит дурной поступок, то на теле младенца могут быть уродливые родимые пятна. Также будущих мам предостерегали от некрасивого поведения — к примеру, если беременная будет жевать на ходу, ребенок может родиться крикливым. И при всем при этом — никакой работы в праздничные дни, мол, есть опасность, что при родах ребенок запутается в пуповине.

Впрочем, в будни барышни выполняли посильную работу как по дому, так и в поле. Ведь, опять-таки, народ говаривал, что нельзя лениться, а нужно быть бодрой, проворной на всякую работу — тогда и чадо трудолюбие унаследует. Табу для беременной стояло и на печали — даже если кто-то из близких умрет. Ее святая обязанность — выносить и родить ребенка, посему дамам "с животиком" запрещалось ходить на похороны, кладбище. Короче, вся беременность наших прабабок была окутана суевериями. Не вешай белье, не вяжи, не шей, не стриги волосы... Именно эти таинственные "нельзя" и наполняли жизнь женщин необоснованными страхами.

НАШИ ПРАБАБКИ РОЖАЛИ С МУЖЬЯМИ

Пару столетий назад деревенские женщины и многие горожанки не знали специальных приготовлений к родам и до последней минуты выполняли свои семейные обязанности. Очень часто роды у них происходили во время работы: в поле, на дороге, на ярмарке: "Бывало придет баба с поля, а в подоле — дитя. Пшеницу жала и рожала. Охала, ахала, дитя принесла, сама серпом пуповину и перерезала". Рассказывали и такие истории: "Пойдет баба на ярмарок, приходит — с дитятею. И приданное ему купила".

Если же роды начинались дома, родственники роженицы старались пригласить в дом повитуху (на Правобережье ее называли "бабой-бранкой", на Наднестрянщине — "бабой-пуповой", в северных районах Украины — просто "бабой"). Как правило, повитухами были опытные, не раз рожавшие женщины, которые оказывали помощь в родах и знали в этом толк. Помимо умения принимать роды, повитуха должна была обладать безупречной репутацией, быть доброй, кроткой, молчаливой, ловкой, трудолюбивой.

Что касается присутствия мужа в родах, то в одних регионах Украины приветствовалось его участие: муж вместе с женой стонал, пел молитвы, приседал, поддерживал жену под спину, бедра. В других же местностях благоверный забирал детей и шел к родственникам, оставляя роженицу на попечение повитухи.

ПОВИТУХУ ПРИГЛАШАЛ ОТЕЦ

Повитуху чаще всего звал будущей отец, который отправлялся к ней в дом с хлебом. В свою очередь баба тоже приходила принимать роды не с пустыми руками — хлебом, освященной водой и приготовленным заранее специальным зельем. Как только она заходила в дом роженицы, сразу открывала в помещениях все замки, все окна и развязывала все узлы на одежде беременной, распускала ей волосы — "чтобы роды были легче", а затем "обкуривала" будущую маму зельем. Действия, которые производила повитуха, считались магическими, имеющими сверхъестественную силу, полезными для роженицы и новорожденного.

Вместе с тем все эти обряды базировались на весьма примитивных представлениях. Например, повитуха заставляла роженицу пить из ладони воду и приговаривала: "Як ота вода легко сходить, так би ота дитина легко з тебе зійшла". Впрочем, в основе ритуальных деяний бабы-повитухи лежали также практический опыт и знания народной медицины. Так, она очень умело делала роженице массаж, растирания маслом, выгревания в горячем зерне, клала компрессы из отвара семян льна. А если роды были слишком сложными, применяла физические упражнения. Кроме того, в родах испрашивали помощи у святых великомучениц Варвары и Екатерины. Если роды затягивались, затруднялись, повивальная бабка просила кого-то пойти в церковь и попросить священника помолиться о роженице и открыть "царские врата".

ПУПОВИНУ — ЗА ИКОНЫ, ПЛАЦЕНТУ — ПОД ПЛОДОВОЕ ДЕРЕВО

Бабка направляла действия женщины. Вообще же, ее задачей было подхватить новорожденного, чтоб тот не упал и не ударился. Повитуха также помогала завязать и перерезать пуповину. Эти действия, кстати, проводили с молитвой и пожеланиями маме и дитю долгих лет, здоровья, счастья. Если рядом был новоиспеченный отец, то пуповину доверяли перерезать ему. При этом мальчику отсекали пуповину топором, "щоб господарем був", девочке — на гребне, "щоб доброю пряхою була". А коль родители хотели, чтобы у них в будущем рождались девочки, пуповину отрезали на кужеле, если хотели сыновей, перевязывали пуповину конопляной нитью.

После того как пуповина отсохнет, ее клали между иконами в сундук, сохраняя до семилетия ребенка. По достижению этого возраста пуповину вынимали и давали дитю развязать. Если оно справлялось с заданием, то, веровали люди, вырастет смекалистым и трудолюбивым. А вот плаценту ("место", "послед", "гнездо" ) было принято закапывать там, где малыш родился — в доме или во дворе под молодое плодовое дерево.

ДЕВОЧЕК КУПАЛИ В МОЛОКЕ, А МАЛЬЧИКОВ В ВОДЕ С ТОПОРОМ

Большое значение придавалось первому купанию младенца —не только из гигиенических соображений, а и с обереговых. Ведь вода, согласно народным представлениям, символизирует силу и чистоту. Чтобы ребенок рос здоровым, использовали освященные травы и цветы ("свячене зілля"). Когда купали девочку, в воду добавляли мед и цветы, а иногда — еще и молоко, "щоб гарною була". Мальчиков купали с корнем девясила, "щоб сильними були", или клали в воду топор, "щоб вміли майструвати". При этом каждый, кто приходил в жилище во время купели, обязательно должен был бросить в воду монету "на щастя".

После купания новорожденного сушили около пылающей печки, что опять-таки диктовалось не только условиями гигиены, но и давних обычаев. Это символизировало привлечение к домашнему очагу, роду. У гуцулов, к примеру, из тех же соображений было принято привязывать к правой ручке ребенка мешочек с кусочком глины, взятой из домашней печи. В других районах как обереги использовались ножницы или нож, которые клали в колыбель (Полесье), уголь из печи или кусочек хлеба с солью (Волынь).

НЕЗАКОННОРОЖДЕННЫХ ВЫДАВАЛО НЕКРАСИВОЕ ИМЯ

Первые три дня мама держала дитя на руках или в колыбельке, которую мастерил отец. Повитуха приходила в дом и после родов, смотрела на состояние матери и ребенка, помогала помыться, купала новорожденного, заваривала женщине травы для облегчения послеродового периода. В первые дни женщина отдыхала. Родственницы, соседки, подруги, если требовалось, помогали по хозяйству и приносили с собой угощения. Как правило, через 3—5 дней мама уже возвращалась к домашним делам. По истечению сорока дней после родов женщина приходила в церковь, где совершался обряд очищения и введения в храм.

Обычай "имянаречения" в народе связывался с убеждением, что хорошо подобранное имя должно способствовать счастью и благосостоянию новорожденного. При этом детям, рожденным вне брака, нередко давали некрасивые имена, что красноречиво указывало на незаконность появления их на свет. И еще: в разных регионах Украины традиции выбирания имени младенцу были разными. В Киевском и Волынском Полесье сохранилась самая древняя форма — имя ребенку давала повивальная бабка до крещения. На Полтавщине новорожденного повитуха называла совместно с кумовьями, а на Наднепрянщине и Юге это делали только кумовья.

Последние, между прочим, испокон веков считались очень уважаемыми людьми — к ним относились как к близким родственникам. Для крестника они были вторыми родителями, поскольку заботились о его судьбе, воспитывали, помогали в тяжелые времена. Как правило, выбирали пару кумовей, хотя на Подолье распространенной была практика избрания троих, четверых и даже пяти пар. По обычаю, в кумовья брали только тех людей, которые имели детей. При этом считалось хорошей приметой, если кума была беременной.

Вскоре после родов устраивались "родини" — угощение роженицы близкими женщинами и бабой-повитухой. Распорядительницей этого обряда была та же бабка, которая помогала молодой маме накрыть стол и принимать гостей. Согласно традиции, к роженице нельзя было приходить с пустыми руками: ей приносили ткани на пеленки, а также еду — блинчики, пампушки, сушку, бульон. Чествуя новоиспеченную мать и ее дитя, им желали здоровья. Не забывали и о повитухе: муж роженицы угощал ее хлебом-солью.

Кроме "родин", обязательно устаивали крестины по общехристианском традициям, хотя и обозначенные региональной спецификой. Ребенка старались покрестить как можно скорее, чтобы дитя могло стать полноправным членом Церкви Христовой и было защищено ангелом-хранителем от злых сил. На крестины в первую очередь приглашали кумовей — они приходили с подарками новорожденному. Перед тем как идти в церковь, повивальная бабка купала малыша, заматывала в рубашку (мальчика — в отцовскую, девочку — в мамину), клала в вывернутый наизнанку тулуп и передавала куму.


ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Слово "крещение" — славянский эквивалент греческого "баптисма" ("погружение"). Вода — символ очищения, символ жизни. Крещение в Православной Церкви совершается троекратным погружением с головой в купель — во имя Отца, Сына и Святого Духа. Крещение обливанием допускается лишь в крайнем случае, когда отложить его невозможно, а совершить крещение погружением не позволяют условия. Над крещаемым произносится заклинательная молитва "отгнания диавола". Перед крещением сам человек (или его крестные) должен трижды отречься от сатаны "и всех дел его, и всего служения его" и трижды исповедать свое желание "сочетаться со Христом".