1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №3 (1945) за 06.01.2005

5 ВОПРОСОВ К ПРАЗДНИКУ

КАКОВА "РОДОСЛОВНАЯ" РОЖДЕСТВА?

Многие христианские праздники пересекались с языческими. Не исключение и Рождество. Корни зимних "отмечаний" — в Древнем Риме. Тамошние жители бурно праздновали в это время победу Сатурна над зимой — Сатурналии. А потом чествовали Солнце. Люди пировали, карнавалили, дарили друг дружке подарки. С приходом христианства Сатурн и Солнце стали опальными и зимние праздники были существенно "отредактированы" священниками.

На Руси Рождество тоже встретилось с языческим праздником рождающегося Солнца. Славяне рядились, гадали и плясали. В указе патриарха Иоакима 1684 года, запрещающем святочные "беснования", говорится, что они вводят человека в "душепагубный грех".

Праздник Рождества настолько значимый сегодня, что кажется, будто существовал всегда. На самом деле он появился далеко не в апостольские времена. Христиане редко празднуют день своего рождения, чаще — именины, то бишь день крещения. Так что раньше, нежели Рождество, появились празднование Крещения Христа и Его воскрешения. Какое-то время Крещение и Рождество праздновалось в один день под общим названием "Богоявления" — 6 января. Кирилл или Ювеналий, епископ Иерусалимский, в письме к папе Юлию жаловался на неудобство такого отмечания: "Нельзя идти в одно время в Вифлеем и на Иордан". Папа согласился и рекомендовал выделить для Рождества 25 декабря.

КАК У НАС "РОДИЛАСЬ" ЕЛОЧКА?

Раньше елки ставились не на Новый Год, а на Рождество. Первое упоминание об особой роли ели связано с монахом святым Бонифацием. Он читал друидам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что дуб не является священным деревом, он срубил один из "крепышей". Когда лесной великан падал, он повалил все соседние деревья кроме молодой ели. Бонифаций воскликнул: "Да будет это дерево древом Христа".

На Руси Рождественская елка сначала соблазнила петербуржцев. В указе 1699 года о перенесении новолетия с первого сентября на первое января Петр I велел украшать ворота, крыши трактиров и жилых домов еловыми и сосновыми ветками. Но еще в 20-х годах XIX века елка продолжала восприниматься лишь как этнографическая особенность петербургских немцев, а вот уже с середины столетия она поселилась во многих "продвинутых" домах Питера. К концу века колючее деревце пробилось и к деревенскому сердцу. Елка стояла, как правило, в дома знатных помещиков, соседствуя со снопом пшеницы (дидухом).

С приходом советской власти рождественской елке пришлось "переписаться" в новогоднюю, сменив лучистую восьмиконечную золотую звезду на макушке, символизирующую звезду Вифлеема, на красную пятиконечную звездочку. Выбивая "буржуазный дух", власти в 1928 году вообще предали елку "анафеме". Запрет продержался до 1 января 1937-го.

ПОЧЕМУ ДЕРЕВО УКРАШАЛИ?

По одной версии, традиция наряжать елку связана с райским деревом, увешанным яблоками. По другой — мы копировали друидов. При дворе французских королей в средние века стали украшать новогоднее дерево бусами. Мартин Лютер "доработал" елку — он придумал зажигать на ней свечи. Однажды вечером основатель лютеранства шел домой. Блеск звезд, мерцающих среди елей, внушил ему трепет и благоговение. Он поделился этим с семейством — укрепил на елке свечи и зажег их.

КАК НАРОД РЕЗВИЛСЯ?

В Сочельник всегда ждали прихода ряженых. Они ходили по домам, пели колядки, выпрашивали подарки. Отказать было нельзя — щедростью покупалось изобилие в новом году. Не обходилось и без святочного гадания, несмотря на то, что церковью это не одобрялось. В это время девушки на выданье активнее, чем обычно, думали о женихах. Одни молились о хорошем парубке в церкви, другие — гадали. Многие пытались "подсуетиться" и там, и там — на двух фронтах. На ум приходит шутка Вуди Алена: "Если вы бисексуал, у вас больше шансов приятно провести субботний вечер".

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СКАЗКИ ПОЯВИЛИСЬ ОТ СКУКИ?

Так и есть. "Отмечания" светскими людьми праздника были довольно однообразными, народу хотелось семейного единения в этот день, а потому журналисты и писатели напряглись и придумали, как объединить и предков, и наследников. Газеты и альманахи принялись публиковать рождественские фельетоны, добрые приключенческие рассказики с хеппи-эндом и глубокой моралью. Эти творения обычно читались вслух всему семейству на вечерних посиделках. Составители рождественских альманахов помещали под одну обложку Деву Марию, Иисуса Христа, привидений, злых духов и ангелов, живописуя вечную борьбу добра и зла. Рождественские рассказы писали такие "зубры", как Горький, Куприн, Бунин, Достоевский, Лесков и Чехов.