1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №4 (1946) за 10.01.2005

СТО ЛЕТ КРОВАВОМУ ВОСКРЕСЕНЬЮ

Из памяти десятков тысяч сограждан не скоро сотрутся тревога и напряжение, витавшие всего несколько недель назад в морозном воздухе центра Киева. Кто был в гуще событий "оранжевой революции", ночевал в палатке на Крещатике или осаждал Администрацию Президента, ежеминутно задавался вопросом, применит ли власть силу, и молил Господа, чтобы тот не допустил кровопролития. Слава Богу, обошлось без провокаций. А ровно сто лет назад мирное шествие народа к царю-батюшке в столице Российской империи превратилось в кровавую бойню, забравшую жизни более тысячи ни в чем не повинных людей. Петербургские события 9 января 1905 года вошли в историю как кровавое воскресенье.

УБИВАЛИ ДАЖЕ ДЕТЕЙ

О страшном дне мы знаем из школьного учебника истории. Мне запомнилась картинка со стариком с жидкой бородой и безумными глазами, то ли закрывающегося иконой от солдатских шашек и ружей, то ли призывающего с помощью святого образа служивых пощадить людей. Но пощады не было — народ расстреливали, рубили шашками, топтали лошадьми. Наверное, не один человек задавался вопросом: "Зачем такая жестокость к людям, вооруженным лишь иконами, хоругвами и портретами царя?".

Спасаясь, манифестанты забирались на ограду Александровского парка — чтобы конные не достали их пиками. Однако кавалеристы дали три оружейных залпа, и люди посыпались на тротуар. Одни убитые повисли на ограде, другие — валялись под ней. Раненых добивали казаки. Ужаснее всего то, что погибло много ребятишек. Всего было убито более тысячи, а ранено около пяти тысяч демонстрантов.

Начинался крестный ход мирно. Воскресным утром колонна рабочих с детьми и женами во главе со священником церкви Св. Михаила Черниговского при Санкт-Петербургской пересыльной тюрьме Георгием Гапоном приблизилась к Дворцовой площади. К Зимнему дворцу направились более 140 тыс. человек, чтобы пожаловаться государю на трудную жизнь. Народ шел, словно на праздник, с портретами императора и иконами, исполняя "Боже, царя храни" и наивно полагая, что царь-батюшка выслушает его и не оставит в беде. Но долгожданная встреча с государем не состоялось. Как только холодный воздух расколол первый залп, на землю повалился старик с церковной хоругвой…

"ДАЕШЬ ВОСЬМИЧАСОВЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ!"

Чего же хотели питерские рабочие от царя? В петиции, предназначенной для подачи Николаю II, кроме слезливых просьб пожалеть народ, выставлялись многочисленные требования. Не только социальные, но и политические. Местами они были жесткими и своей дерзостью противоречили самой природе самодержавия. А часто повторяемое слово "немедленно" придавало петиции форму ультиматума.

В обращении речь шла о мерах против невежества и бесправия русского народа, предусматривающих немедленное освобождение и возвращение из тюрем и ссылок всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки. Демонстранты выступали за объявление, опять же немедленное, свободы и неприкосновенности личности, свобод слова, печати, собраний, совести в деле религии. Рабочие требовали обязательного народного образования за казенный счет и ответственности министров перед народом, отделения церкви от государства и равенства всех перед законом.

В "Мерах против нищеты народной" говорилось об отмене косвенных налогов и замене их прямым прогрессивным подоходным налогом, о дешевом кредите и постепенной передаче земли крестьянам. Война должна прекращаться по воле народа. В "Мерах против гнета капитала над трудом" речь шла об отмене института фабричных инспекторов, об учреждении при заводах и фабриках постоянных комиссий выборных от рабочих, без позволения которых нельзя было бы уволить человека. Требованием "немедленно" отмечены свобода рабочих профсоюзов и нормальная зарплата. Трудяги требовали 8-часового рабочего дня и нормировки сверхурочных работ.

ПОП ГАПОН — РОДОМ ИЗ УКРАИНЫ

Большинство рабочих были далеки от выдвигаемых политических требований и текст петиции в глаза не видели. Как сейчас говорят, их просто использовали. А заправлял всем процессом вышеупомянутый поп Гапон, имевший среди рабочих большой авторитет, совсем не мешавший сановному лицу быть агентом царской охранки и вести двойную игру, зарабатывая на провокациях огромные деньги.

В полицейских приметах священник описан так: среднего роста, цыганского типа, говорит с малороссийским акцентом. Кто же он? Георгий Аполлонович Гапон, походивший из зажиточной крестьянской семьи, закончил духовные училище и семинарию в Полтаве, служил земским статистиком, давал частные уроки. Позже стал священником и, благодаря ораторским способностям, собирал на службах множество народа. Гапон поступил в престижную Петербургскую духовную академию, через пять лет защитил диссертацию.

За проект создания рабочих домов и колоний Синод отстранил Гапона от обязанностей священника в Петербурге. Организовывая рабочие кружки, "прогрессивный" поп попал в поле зрения начальника Особого отдела Департамента полиции Зубатова. Тот пожелал использовать гапоновские организации как ложное знамя в борьбе с властями. В свою очередь, эсеры внедрили в окружение Гапона инженера Путиловского завода Рутенберга. Коварный священник, стоявший в центре интриги, получал деньги из разных рук.

На средства полиции, желавшей расколоть рабочее движение, Гапон создал и возглавил "Собрание русских фабрично-заводских рабочих". В декабре 1904 года "Собрание" вмешалось в конфликт между администрацией и рабочими Путиловского завода. Верившие в царя трудящиеся требовали подать петицию лично государю. 3 января 1905 года на предприятии началась стачка. Ряды забастовщиков пополнили не входившие в гапоновскую организацию рабочие крупнейших петербургских предприятий.

О КРЕСТНОМ ХОДЕ ЗНАЛИ ВСЕ

Петиция была ни чем иным, как проектом программы "Собрания", и скрыто составлялась попом и его ближайшими сподвижниками задолго до трагических событий. В правке документа рабочие участия не принимали. К слову, в законодательстве не предусматривалась подача императору подобных петиций никем, кроме дворян. А составителей такого рода бумаг ждал суд.

Утаить подготовку массовой демонстрации было все равно, что спрятать шило в мешке. 8 января Гапон уведомил министра внутренних дел Святополк-Мирского о мирном шествии. На окраинах Питера были развешены листовки о крестном ходе. Полицейским даже не приходила в головы мысль срывать их — они считали, что мероприятие разрешено. Вечером того же дня группа интеллигенции упрашивала председателя правительства Витте, чтобы государь принял петицию рабочих. Глава правительства решил не вмешиваться. Но находившемуся в Петергофе царю доложили о шествии за несколько дней. Судя по дневникам Николая II, самодержцу была известна лишь часть правды — чиновники заверяли, что все будет хорошо.

По рассказам, накануне страшного дня рабочие хотели лишить город воды, электричества и начать поджоги. 8 числа газеты не вышли, кроме нескольких правительственных — в типографиях были забастовки. 9-го в 12.00 Гапон отслужил молебен о здравии Николая II в часовне Путиловского завода, после чего начался крестный ход. Перед Зимним дворцом уже были развернуты войска, солдатам выданы боеприпасы, а командирам отдан приказ — открывать огонь на поражение.

Во время расстрела рабочих Гапона спас Рутенберг. Чтобы избежать ареста, инициатор шествия сбежал за границу, где жил на широкую ногу. Правда, недолго. После амнистии 17 октября 1905 г., объявленной Николаем II участникам январских событий, Гапон возвратился в Петербург. Газета "Русь" разоблачила попа как агента полиции. Однако священник по-прежнему встречался с высшими чинами полиции и охранки. Он получил фальшивый паспорт и новые задания, которым не суждено было сбыться. Спаситель Гапона Рутенберг стал его палачом, заманив попа на пустую дачу под Питером. Священник-предатель был повешен рабочими-эсэрами на крюке, вбитом над вешалкой для одежды.

ЦАРЬ НЕ ВИНОВАТ?

События "кровавого воскресенья" противоречивы и до конца не изучены. Ответственность за них Николая II была одним из камней преткновения при его канонизации Церковью. Сторонники самодержавия по-своему трактуют событие столетней давности. Мол, враги России понимали, что главной опорой царя являлся народ, а простые православные не хотели иного устройства, кроме самодержавной монархии. Конституционная монархия интересовала интеллигентов-безбожников, считавших веру пережитком. Поскольку смутьянов было мало, они решили убедить царя, что их идеи близки народу, а самодержец, наоборот, лишен поддержки рабочих и крестьян.

Для этого и была организована провокация 9 января. Социалисты объявили рабочим, что государь желает встретиться с народом, а Гапон должен был подорвать в рабочей среде доверие к царской власти. Он пытался вложить в уста людей политические требования, чтобы государь, в свою очередь, усомнился в доверии народа. Накануне шествия Николай II ответил, что прием петиции не входит в его планы. И хотя 9 числа царя в Петербурге не было, рабочие-путиловцы двинулись крестным ходом к Дворцовой площади. Из другого конца города направился второй крестный ход. Была и третья колонна — несколько десятков людей в кожаных куртках, пытавшихся пристать к верующим, но те не впустили их в свои ряды. Революционеры подстрекали рабочих кричать лозунги против царя. Люди в кожанках создавали впечатление революционного настроя народа.

Крестные ходы вступили на площадь перед Зимним. Выстроенные для порядка казаки сняли шапки перед иконами. Радостные от скорой встречи с царем люди пели молитвы. Но государь не появлялся, и народ заволновался. Зато провокаторы ликовали. По версии защитников царя, неожиданно из чердаков домов и подворотен началась стрельба по жандармам. А те уже открыли ответный огонь. Возникли паника и давка.

Сторонники царской власти говорят о 140 убитых. Они утверждают, что Николай II не мог дать приказ о расстреле мирных граждан, а самого государя весть о кровавом событии глубоко потрясла. Он якобы произнес: "Знаю, что нелегка жизнь рабочего! Многое надо улучшить и упорядочить... Но мятежною толпою заявлять мне о своих нуждах — преступно". Царь распорядился выделить 50 тыс. рублей на пособия семьям пострадавших, а также созвать комиссию для выяснения нужд демонстрантов. Спустя 10 дней после расстрела он все-таки принял группу рабочих. Сделано это был для "виду", да и приглашенных отобрали.

Однако случившееся нельзя было исправить — люди потеряли веру в царя. Расстрел мирных демонстрантов 9 января у стен Зимнего стал началом народной революции в России. Вечером того же дня в Петербурге появились баррикады.


ИСТОРИЯ ВОПРОСА
На стыке XIX —XX вв. усилились народные выступления против имперских властей. К примеру, движение в Питере в 1896—1897 гг. получило название "Петербургской промышленной войны". Забастовки по стране становились все крупнее, для их разгона все чаще применялись войска. В 1902 г. произошло крупное восстание крестьян Полтавской и Харьковской губерний. Положение усугубил мировой экономический кризис 1900—1903 гг. На декабрь 1904 — май 1905 пришлись самые громкие поражения в русско-японской войне. Активизировались революционеры-террористы: в 1901 г. убит министр народного просвещения Боголепов, ужесточивший преследование студентов за участие в демонстрациях, в 1902 г. — министр внутренних дел Сипягин, подавлявший антиправительственное движение, в 1904 г. — министр Плеве, сменивший Сипягина.