1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №4 (1946) за 10.01.2005

КРОМЕ СОБЕСОВ ПАНДУСАМИ И ПЕРИЛАМИ ЗДАНИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В КИЕВЕ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОБОРУДОВАНЫ

Насколько в Киеве комфортно инвалидам, расскажут лишь они сами. "Сегодня" обратилась к Герою Советского Союза Валерию Гринчаку, потерявшему ноги в Афганистане. Он — председатель контрольно-ревизионной комиссии при Национальной ассамблее инвалидов Украины и консультант комитета по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов Верховной Рады.

— По сравнению с советскими временами сейчас для инвалидов много сделано, — считает Валерий Иванович. — Однако за последние лет 10 проводилось немало ремонтов, а съезды для колясочников, как правило, не выполнялись. При реконструкции Дворца "Украина" обращения были услышаны — там съезды есть. Облегчено передвижение инвалидов и по железнодорожному вокзалу — удобства предусмотрены где-то на 80%. К сожалению, там мало информационных указателей, как пройти к перилам и лифтам.

В середине 90-х Гринчак был в Германии. Когда он приблизился к автобусу, водитель помог подняться в салон и установить коляску на специальном месте, хотя его о том и не просили. Посещая магазины и музеи в небольшом городке, Валерий Иванович отметил, что недоступных мест для инвалида там нет. Везде можно передвигаться в коляске, не прибегая к помощи протезов. На любом перекрестке — удобные съезды.

По словам передвигающегося по Киеву на протезах Валерия Гринчака, в столице, кроме собесов, пандусами и перилами здания органов государственной власти практически не оборудованы. Наример, те же жэки и паспортные столы. Видимо, инвалиды ни к чему и для большинства банков. Там, где есть поручни, входная часть и пол часто вымощены скользким материалом. Чтобы не упасть, инвалиду на протезах не обойтись без палок или посторонних рук.

— У инвалидов с машиной большие проблемы с парковкой, — продолжает Валерий Иванович. — Когда-то можно было останавливаться там, где запрещены стоянка и остановка. В середине 80-х годов изменились правила — под знаком "Остановка запрещена" разрешалось парковаться только при наличии соответствующей таблички. До середины 90-х можно было оставлять машину даже на Крещатике. Ныне знаки с табличками легко пересчитать на пальцах. В любом небольшом европейском городке их намного больше, чем в Киеве.

Важны парковочные места для инвалидов возле театров. Охранники часто отказывают людям с ограниченными возможностями. Если в театры приезжало высокое начальство, то и речи не могло быть о парковке. Приходилось далеко отгонять авто и добираться на протезах. Из-за того, что в центре негде поставить машину, Валерий Иванович так и не опускался в подземные торговые центры. Лифты для инвалидов там предусмотрели, а стоянки — нет. Гринчак снова привел пример Запада, где на стоянках зарезервированы места для инвалидов. Никто не имеет права на них посягать. У нас такого нет.

— Необходимо добиваться, чтобы в комиссии, которые дают разрешение на принятие объектов в эксплуатацию, входили инвалиды, — уверен Валерий Гринчак. — Решения нельзя отдавать на откуп чиновникам, которые долго сопротивлялись, чтобы включить в состав комиссии представителей от общественной организации инвалидов. Это — первое. Второе, пока не поднимется сознательность самих инвалидов, без нескольких судебных процессов, дело не сдвинется с мертвой точки. Нужно добиваться удобств и кнутом, и пряником. Во Львове, к примеру, открывали фаст-фуд без приспособлений для колясочников. После того, как инвалиды пригрозили судом, объект исправили. И не нужно больших денег, чтобы благоустроить здание под нужды инвалида.