1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №6 (1948) за 12.01.2005

КИЕВУ УГРОЖАЕТ ТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛАПС

На днях наша газета писала о принятых парламентом и подписанных президентом изменениях в Кодекс об админнарушениях (КоАП), касающихся ответственности водителей маршрутных такси за перевозку стоячих пассажиров. Напомним, предусмотрен штраф для начала в размере 34—85 грн., а если водителя поймали второй раз — 51—136 грн., плюс возможное изъятие транспортного средства.

ПЕРЕВОЗЧИКИ — В ШОКЕ

Водители, как брали стоячих пассажиров, так и продолжают их брать. Недавно довелось ехать в малогабаритной маршрутке N454 (ул. Потапова — ж/д вокзал "Южный"). "Добрый" водитель не отказывал голосующим пассажирам и так напихал ими машину, что стоящие в конце салона не могли добраться до дверей и покидали "бусик" через багажный отсек (задние двери), выпрыгивая прямо на проезжую часть. А пассажиры, пользующиеся 212-м маршрутом (ст. м. "Лыбидская" — НВЦ) недолго радовались, что тесные микроавтобусы заменили на "Богданы". Теперь машины ходят реже, зато по-прежнему набиваются "под завязку".

Перевозчики, понятное дело, в шоке. Причем, их негативное отношение к принятым изменениям основывается не только на нежелании терять прибыль. Проблема шире: решение убрать из салонов маршруток стоячих пассажиров — однобокое. Поскольку и при нынешнем положении дел спрос на проезд в маршрутных такси гораздо опережает предложение. Вспомните время "пик", когда на промежуточных остановках можно проторчать битый час в ожидании своего автобуса.

Как же будет на самом деле? Стоит только маршрутке затормозить, чтобы высадить пассажира, как на его место набьется десять человек. Водителю что — за бары вытаскивать их из салона? Тем более это касается и автобусов типа "Богдан", вместимость которых — 45 человек, а сидячих — всего 21. Сама конструкция "буса" предполагает проезд стоя, изменения же в КоАП нивелируют эту возможность, приравнивая тех к маловместительным "Газелям" и прочим "тарантайкам", в которых действительно можно ездить только сидя. Абсурдная ситуация. Чтобы этого избежать, по мнению перевозчиков, автобусы типа "Богдан" нужно перевести из разряда таксомоторов в режим экспресса.

МНЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

— Работники ГАИ уже давно предупреждают водителей о запрете перевозить стоячих пассажиров, но конкретных действий пока не принимают, — заверил "Сегодня" Иван Окоча, начальник хозрасчетной службы перевозок КГГА. — Закон касается всех маршруток без исключения — от "Газелей" до машин большой вместительности. К примеру, у автобуса МАЗ — 36 сидячих мест, и он может перевозить одновременно 220 человек. Но если этот автобус работает в режиме такси, то более 36 пассажиров водитель брать не имеет права. Следить за исполнением закона будут работники, имеющие право государственного контроля, — ГАИ и главное управление транспортной инспекции, формирующейся при Минтрансе. Не знаю, как закон будет выполняться практически. Отсеется до 50% пассажиров, и куда они денутся? Хорошо, что сейчас на улице — сухо. А пойдут дождь и снег?..

Как рассказали нам в хозрасчетной службе перевозок, позавчера состоялось совещание в главном управлении промышленности, транспорта и связи КГГА. Создана рабочая группа, которая ищет пути выхода из тупиковой ситуации.

— Иного выхода, как поднимать тарифы на проезд, не существует, поскольку перевозчики будут работать себе в убыток, — продолжил Иван Авксентьевич. — Топливо подорожало в три раза, я уже не говорю о запчастях. В горадминистрации сейчас рассматривается коллективное обращение частных перевозчиков о повышении тарифов с экономическим обоснованием этого вопроса. Не думаю, что в нынешнем году в повышении цен на проезд будет отказано. Тем более что таксомоторный транспорт имеет свободный тариф. Администрация устанавливает его верхний предел.

ВОДИТЕЛИ НАЧАЛИ УВОЛЬНЯТЬСЯ?

Ситуация — несколько подозрительна. Не попытка ли это избавиться от частников? А что — запрети перевозить стоячих пассажиров, попутно блокируй повышение цен на проезд — конкурент уйдет сам. Перевозчики, кстати, этого и побаиваются. Уже сейчас они фиксируют тревожные сигналы с дорог. Например, по их информации, на улице Стеценко сотрудники ГАИ вовсю составляют протоколы на водителей, которые выльются им, согласно последним изменениям, в довольно крупную сумму. Результат — водители не хотят работать, доходит до увольнения.

Что интересно, данную информацию в городской Госавтоинспекции не подтвердили. Дескать закон еще не вступил в действие (не опубликован в газетах "Урядовый курьер" и "Голос Украины"), а значит инспекторы не могут им руководствоваться. Если и был факт составления протоколов, то по другим причинам, например из-за технической неисправности машины. Впрочем, перевозчики скептически относятся к такому ответу. По словам одного из них, даже если закон не вступил в силу, это не мешает предварительному "прощупыванию" водителей, мол, как они будут реагировать.

Официально ГАИ еще не комментирует изменения в КоАП, но ее сотрудники все же склоняются к мысли, что это пойдет на пользу маршруточным перевозкам — уберет с дорог развалюхи, которые выживают только за счет битком набитых салонов. Возможно. Но надо ли всех мести под одну гребенку?

ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ ПЕРЕВОЗЧИКИ

Как бы это не вылилось в транспортный коллапс, который маршруточники прогнозируют уже в ближайшую неделю. И предлагают такое решение проблемы. Первое: часть маршруток, изначально предназначенных для перевозки стоячих пассажиров, перевести в экспрессный режим. Второе: стоимость проезда в маршрутках и экспрессах установить такую, чтобы при качественном и безопасном обслуживании перевозчики не работали себе в убыток. Например, при длине маршрутов до 5 км: в экспрессах — 1 грн., в маршрутках — 1,50 грн. (сейчас — 60 коп.); 5,1—10 км: соотвественно — 1,50 и 2 грн. (75 коп.); 10,1—15 км: 2 грн. и 2,5 грн. (1 грн.); свыше 15,1 км: 2,5 грн. — в экспрессах, 3 грн. — в маршрутках (сейчас — 1 грн.). Причем тарифы до предельного уровня, скорее всего, будут подниматься постепенно. Причиной тому может стать жесткая конкуренция между перевозчиками, да и пассажирам это не понравится. А вот когда будут новые тарифы на проезд, тогда и перевозчиков можно прижать к ногтю за провоз "стояка".

ОБЛАСТЬ УЖЕ "ВЗВИНТИЛА" ЦЕНЫ

Если цены на проезд в городских маршрутках пока удерживаются, то в областных их уже "взвинтили". Пассажиры, которые обращаются в нашу редакцию, возмущены происходящим. В управление промышленности, транспорта и связи обладминистрации нам пояснили, что месяц-полтора тому назад пришел приказ министра транспорта, в котором для Киевской области установлены граничные цены — 10—12 коп. без ПДВ за 1 пассажирокилометр. Это касается автобусов и микроавтобусов, которые работают в обычном режиме. Тарифы на проезд в маршрутках поднялись примерно на 20—30% в связи с подорожанием топлива. (Вчера наш читатель, пожаловался, что проезд в маршрутке до Дмитровки подорожал с 1,15 грн. до 2 грн., то есть, почти в два раза). Частные таксомоторы проверяются инспекцией по ценам. Если частники тарифы завысили, то их штрафуют. Но таких случаев в области почему-то не зафиксировано. Как нас заверили, цены подняты только на пригородных маршрутах — Васильков, Борисполь, Бровары, Белая Церковь. На дальних (Богуслав, Ставище) они остались прежними, потому что никто за 17 грн. ехать не станет. Новое повышение тарифов на проезд зависит от цен на топливо. Говорят, что скоро не Минтранс, а обладминистрации будут устанавливать стоимость межобластных перевозок.


КАК МОГУТ ИЗМЕНИТЬСЯ ЦЕНЫ
При длине маршрутов до 5 км: в экспрессах —1 грн., в маршрутках 1,50 грн. (сейчас 60 коп.);
5,1—10 км: соотвественно 1,50 и 2 грн. (75 коп.);
10,1—15 км: 2 грн. и 2,5 грн. (1 грн.);
свыше 15,1 км: 2,5 грн. в экспрессах и 3 грн. в маршрутках (сейчас 1 грн.).