Выпуск газеты Сегодня №6 (1948) за 12.01.2005
ТРИНАДЦАТЫЙ ПРЕМЬЕР
Проводить прямые параллели той ситуации с нашим украинским "послереволюционным" временем конечно же, не стоит, но многое сходится. Борьба за власть в окружении победившего кандидата в президенты началась недетская.
Собственно, противоречия в очень разнородной коалиции "Сила народа" существовали всегда. Но в открытую они стали проявляться после выборов 26 декабря, когда пришло время делить портфели и прежде всего главный из них — премьер-министра.
Первые залпы прозвучали еще до Нового года, когда начали обсуждаться конкретные кандидатуры на этот пост. Две из них — нардеп, кум Ющенко, крупный предприниматель Петр Порошенко и глава блока своего имени Юлия Тимошенко, вошли в жесткий клинч. 30 декабря в Интернете распустили слух о том, что якобы Порошенко не только сам хочет стать премьером, но намерен протащить на пост своего первого зама "донецкого кучмиста" Николая Азарова (к слову, молва уже давно приписывает Порошенко тесные связи с Николаем Яновичем). Как бы в подтверждение этого сам Азаров в новогоднюю ночь появился на трибуне вместе с Ющенко. Тут же началось брожение в "революционных массах", которые потребовали от своего вождя не в коем случае не брать в правительство Азарова. Косвенно это, естественно, било и по Порошенко. Тому пришлось оправдываться — в эфире 5-го канала он заявил, что не намерен брать Азарова в премьеры и вообще за то, чтобы в правительство пришли новые лица.
Но противостояние Тимошенко-Порошенко лишь одна из интриг премьериады. Среди кандидатур на кресло премьера рассматривается также лидер социалистов Александр Мороз и глава партии промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах. Называются и некоторые другие кандидатуры. Так на кого падет выбор?
Виктор Ющенко уже успел объявить, какие основные требования он предъявляет к будущему хозяину Кабмина. Прежде всего, считает он, новый премьер должен отказаться от бизнеса и лидерства в партии. Судя по всему, ни один из главных претендентов на пост главы правительства не соответствует упомянутым характеристикам. Каждый из "четверки" является партийным лидером. А Юлия Тимошенко с Петром Порошенко в довесок ко всему еще и устойчиво ассоциируются с бизнесом.
Посему могут появиться и "темные лошадки". Или, как уточнил в интервью "Сегодня" политолог Вадим Карасев, "затемненные" — это представители "второго эшелона". Таковым "пятым элементом", считает наш собеседник, может стать один из самых верных Ющенко людей - Юрий Ехануров — "умеренный политик и неплохой технократ, достаточно самостоятельный политик с неплохим запасом парламентской поддержки".
Среди четырех основных кандидатов на должность премьер-министра, предполагает Вадим Карасев, самые большие шансы быть утвержденным парламентом имеет Петр Порошенко. А Юлии Тимошенко, считает он, угрожает не только публичное сопротивление, в частности, со стороны объединенных социал-демократов и фракции "Регионов Украины". "Невосприятие ее кандидатуры, правда, в скрытом виде, почти наверняка будет и со стороны части фракции "Наша Украина", — отметил политолог.
Есть версия и о том, что вначале новый президент может пожертвовать каким-либо непроходным претендентам. Например, выставит кандидатуру той же Юлии Тимошенко, а после того как парламент за нее не проголосует, выведет на сцену реального претендента (собственно, так на пост премьера в свое время попал Виктор Ющенко в 1999 году после того как Рада не утвердил кандидатуру Валерия Пустовойтенко). Но вряд ли начинать свое общение с депутатами с провала внесенной кандидатуры премьера входит в планы нового президента. Вероятно, он все же будет вносить кандидатуру, предварительно убедившись в ее безусловной проходимости. Еще перед новым годом Ющенко заявил, что при выборе премьера будет учитывать сколько голосов депутатов он сможет набрать. "Я отдам предпочтение тому премьеру который набирает 250-270 голосов, а не тому, кто наберет 226", - сказал Ющенко.
Современная история Украины знала уже 12 премьер-министров с приставкой и.о. или без. Но только 13-й имеет шанс дожить до политической реформы и получить больше полномочий, чем у президента. Такие должности дорогого стоят.