Выпуск газеты Сегодня №8 (1950) за 14.01.2005
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ-ЛИХАЧЕЙ
Зачем нужен полис ОСАГО? Купив его, владелец авто в пределах лимитов полиса снимает с себя ответственность за материальный ущерб, который он может нанести жизни, здоровью и имуществу пострадавших в ДТП по его вине. Механизм обязательного страхования гражданской ответственности сработает, даже если виновник ДТП неизвестен или страховщик объявлен банкротом. Пострадавший в ДТП получит в этом случае компенсацию из специального фонда при Моторном (транспортном) страховом бюро Украины (МТСБУ).
Договоры страхования автогражданской ответственности бывают трех типов:
— страхование ответственности за вред, нанесенный третьим лицам при эксплуатации строго определенного транспортного средства любым человеком, эксплуатировавшим его на законных основаниях;
— то же, но любой или нескольких машин, указанных в страховом полисе, конкретным лицом;
— то же, но одного определенного авто одним или несколькими людьми, названными в страховом полисе.
При прежней цене полиса в 98 грн. для владельца легковушки с двигателем объемом до 1,6 л, добровольно застраховался примерно каждый десятый. Теперь же оформление страховки облегчит ваш карман на гораздо большую сумму, учитывая, что базовый страховой платеж утвержден в размере 291 грн., а тарифы страхкомпания рассчитает, умножив его на корректирующие коэффициенты. В итоге, например, владельца "Таврии" с 10-летним и более стажем вождения, живущего в поселке, застрахуют на год примерно за 92—100 грн., а киевлянин, ездящий на джипе с 3-литровым движком, особенно если он водит недавно, выложит свыше 1000 грн.
По прогнозу ряда экспертов, в первый год действия ОСАГО полисы приобретут не более половины водителей, а остальные будут ездить "на авось". Хотя проблем с приобретением полиса быть не должно -- хватит на всех. В этом случае сумма собранных страхвзносов составит, по разным оценкам, от 1 до 1,5 млрд грн., а страховые выплаты — до 0,75 млрд грн. (50—75%). Еще до 20% (200—300 млн грн.) денег уйдет на обязательные расходы: 3% — в бюджет, 5% — отчисление в централизованные фонды МТСБУ, остальное — на ведение дел, куда входит оплата работы страховых комиссаров, проведение, в случае необходимости, повторной техэкспертизы повреждений авто и т. д. Итого прибыль страховщиков в идеале должна составить 5—30%. Вроде бы, немало, но так ли считают сами страховые компании?
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Заключать договор об ОСАГО лучше с крупной компанией, давно работающей на рынке страхования автогражданской ответственности.
Обязательно поинтересуйтесь, какова по Украине сеть филиалов страховщика, куда обращаться в случае вашей вины в ДТП.
Внимательно изучите полис в части прав и обязанностей сторон, обращая внимание на такие тонкости, как сроки, объем и порядок подачи документов при наступлении страхового случая.
Помните, что страхкомпания имеет право провести свое расследование ДТП. Оно может продолжаться сколько угодно долго и пока не закончится, денег потерпевшему не выплатят.
СКОЛЬКО ВЫПЛАТЯТ
Обязательный лимит ответственности страховщика, то есть сумма денег, в пределах которой он обязан провести выплату страхового возмещения составляет:
— за ущерб, нанесенный имуществу потерпевших — 25500 грн. на одного потерпевшего;
— за ущерб жизни и здоровью потерпевших — 51000 грн. на каждого потерпевшего.