1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №12 (1954) за 19.01.2005

ОТДЫХ В КАРПАТАХ... ВСЛЕПУЮ

Только не подумайте, что сейчас начну жаловаться на напрасно потраченные семь праздничных дней в карпатском поселке. Уже одно то, что в этом году удалось покувыркаться в самом что ни есть настоящем снегу, перечеркивает мелкие занозы, которые так и норовили испоганить всю малину отдыха. Ну, подумаешь, очереди на подъемники километровые, дыры в дорогах метровые, от скачки по которым все внутренности десять раз заворачиваются, да еще хозяева нашей "хаты", налакавшись водочки или еще какой бурды, пытались выяснять отношения с "зажравшимися киевлянами". Зато природа какая — горы, смереки! Подумать только, в каких-нибудь 150 км от нас — владения старца Дракулы. Бойки (местные жители), кстати, любят вспугнуть туристов рассказами о волках, которые бродят по окрестным лесам, а в лютые зимы частенько выходят "в люди".

НЕ ЖДАЛИ? А МЫ ПРИЕХАЛИ...

Вот и Славск... Или Славское? Мы с ребятами долго спорили, как правильно называется пункт назначения. А когда прибыли — глаза на лоб полезли: на стене здания вокзала написано "Славсько". Позже выяснилось, что сие древнее наименование значится и на печати местного совета. Звучит красивше и чисто по-нашему — не перепутаешь с российским городом в Калининградской области. Это был первый сюрприз.

Загрузившись в УАЗик, понеслись со скоростью 30 км/час по извилистой скользкой грунтовке (за 5 минут езды водилы берут по 5 грн. с человека). По дорогам пгт, вообще, могут ездить исключительно местные вездеходы: телеги да "бронетехника", типа упомянутых УАЗов, ВАЗов, "Газонов" и "Уралов". Туристы, решившие приехать на собственных авто, ставят те на приколе возле своих ночлежек. Редкий "джипчик" рискнет к подъемнику на горе Тростян пробраться — враз все "зубы" повылетают.

Прибыли к нашему "коттеджу". Ууу... "Хоромы", пропахшие кошками и еще чем-то муторошно кислым, говорили не в пользу хозяев. Чистота относительная — заяложенно-приглаженная. Вроде, и места много — три комнаты, кухня, веранда, "толчок" с душем, даже телевизор со спутниковым ТВ (в Славском "тарелки" даже на сараях без окон-дверей висят), — а платить за все это по 20 "у.е." с носа казалось чересчур. Вот и надейся после этого на знакомого, который через брата соседа нашел жилье у сестры тестя. Побродив позже по поселку, узнали, что столько же стоит номер в комфортабельной гостинице, правд, без питания. Но "забиваются" эти номера за два-три месяца вперед. Хотя... Последние политические события заставили многих туристов из восточных и южных регионов Украины отказаться от поездки в Карпаты. Так что, если поискать, можно было найти местечко поприличнее.

Хозяева, видимо, почувствовав наш настрой, милостиво согласились включить ужин в стоимость проживания. Хорошо, что мы отказались от завтрака... Не могу сказать, что кормили нас так уж отвратно, но замаскированное под панибратство пренебрежительное отношение к своим клиентам, которые приехали, замечу, не в гости на шару, и намеки, дескать, что ж вы, жадины, хозяйке "стопарик" не нальете, изрядно портило аппетит. Так что питались мы, в основном, в харчевнях, расположенных прямо на лыжных трассах. До отвала. На 20 грн. можно было съесть порцию шашлыка граммов эдак двести, бочонок чанахи (жаркое с фасолью, мясом, грибами, щедро приправленное чесноком) и запить чаем, а лучше глинтвейном (горячим вином).

И КУДА ВЫ ТАК СПЕШИТЕ?

Мужская половина нашей компании предпочитала "заправляться" напитками покрепче — по 2 грн. за 100 гр. Благо, времени достаточно: пока стоишь в очереди на шваброобразный бугель (а это никак не меньше часа), можно друг друга сожрать и всю кровь выпить. Впрочем, кровушку из нас, туристов, пили исключительно хозяева международного, е-мое, курорта. Как глянешь на гору Тростян, как проедешься по спускам — ух ты, красотища! А все, что местные делают руками, по крайней мере для приезжих, оставляет желать лучшего. Не имею ввиду апартаменты — тут смотря на кого нарвешься. Речь о самом понятии "курорт".

Запасшись лыжами (по 20—25 грн. в сутки за пару старой модели, 45—50 грн. — более новой) с ботинками — пунктов проката везде навалом — с утра пораньше, около 8.00, садились все в тот же УАЗик и неслись к единственной на весь Славск креселке. Последняя начинает работу в 9.00. В лучшем случае через полтора часа после открытия уже садились в кресло и 20 минут "летели" к вершине (1850 м). Позади оставались замерзшие и озлобленные до чертиков граждане отдыхающие, невеселые размышлизмы о том, что за десять лет (когда впервые побывала в поселке), здесь можно было горы свернуть, не то что построить более быстрый и вместительный подъемник (пассажировместимость нынешнего — порядка 200 чел./час). Не поверю, что средств не хватает: денежка "текет" нехилая — только за подъем на креслах берут по 5 грн. с человека, бугели (на горе их целых шесть штук) "идут" по 3 грн.

Вершина... А снега-то, снега! Без лыж не ходи: шаг в лево, шаг в право — нога в тяжеленном ботинке кое-где может до бедра утонуть в пушистой белой массе (у подножия, между прочим, слякоть). Только на лыжах в туалет, пардон за такую пикантную подробность, не сходишь. Впрочем, глянешь на деревянные кабинки, кажется, что народ "ходит" прямо на лету — ни тебе дверей, ни сантиметра чистого. Параша, словом. И что об этом турист иностранный подумает-то: спасибо, мы уж под елочкой как-нибудь? Ага, а на следующий год в Польшу или Словакию свалит. Прощайте денежки. Один клиент, кстати, при мне созрел — собратьям по очереди рассказывал, мол, в прошлом году в Закопане отдыхал, цены — дешевле, а условия — вам и не снились. Теперь вот решил попробовать здесь... Больше ни-ни — "ихний" сервис лучше ваших гор.

Прав был мужик. Ну куда это годиться: закрыть подъемники только потому, что их смотрители решили "побухать" на Рождество, причем без предупреждения? А вы, лыжники, карабкайтесь по горам пешком. Словом, не курорт для туристов, а, откровенно говоря, жлобятня для сдирания "бабок". До слез обидно за нас, народ.

ПОГИБАТЬ С СУМСКОЙ НЕ СТРАШНО!

Кстати, в пользу сдирания бабок говорят помянутые выше "незлим, тихим" дороги. Кроме креселки, до горы можно добраться на перекладных авто. Первая наша поездка на загруженном "Урале" потом снилась мне в ночном кошмаре. На дорожных колдобинах (порой до метра глубиной) грузовик так и норовил либо стать на дыбы, либо завалиться на бок — прямо в пропасть. Народ, ехавший не первый раз, подбадривал себя преувеличенно веселым ржанием, у меня же челюсти спазмом свело от страха. Кстати, в период нашего отдыха парочка машин таки "навернулась". Благо, лыжные инструкторы, которые в них ехали, отделались легким испугом.

А однажды и нам чуть не "повезло". Всю ночь мела метель. А наутро водители не хотели ехать в горы даже за доплату — колеса в завалах пробуксовуют. Наша компания и еще с десяток придурков, оккупировав "Газон", наотрез отказывались выходить из машины. Настояли на своем. Впереди нас шел еще один груженный до зубов "сусанин". Только поднявшись на особенно крутую горку, он вдруг начал стремительно скользить назад, прямо на нас, виляя хвостом. Еще чуть-чуть — и будет большой "бух". Узрев это, пассажиров уже не надо было уговаривать выйти. Как тараканы посыпались из кузова. Наша компания оказалась дальше всех от выхода — не успели бы выпрыгнуть... Но все обошлось. После этого мы забросили лыжи на плечи и покорно полезли вверх пешком — спускаться к креселке и стоять два часа в очереди больше не было мочи.

Таким вот экстримом день начинался и заканчивался. После этого скоростные спуски — детский лепет. Хотя на них не один турист руки-ноги поломал. То и дело мимо нас летали спасатели с носилками. Чего-чего, а патрулей на трассе хватает. Так что затеряться на лыжных тропах великого Тростяна не страшно.

Если бы во всем такая организация была — курорту цены бы не было. Не даром ведь его облюбовали известные люди, политики там разные (в тридцати километрах от нас отдыхал новый президент страны), артисты всякие. С Ольгой Сумской, например, накануне Рождества в одном "бобике" тряслись. Видать только прибыла "звезда" на курорт, это было понятно по ее "ойкам", когда на особо крутых поворотах машину заносило. Вцепившись в коленку одному из наших ребят, она умоляла водителя не приближаться к обочине, которая переходила в обрыв, аргументируя это тем, что в салоне дети (ехала она с мужем и дочерью). После той памятной поездки, кстати, обнаружила подмену одной своей лыжной палки. Ну, если досталась она члену знаменитой семьи — не жалко.

СПАСИБО, ЧТО ВЫ... УЕЗЖАЕТЕ

Такая вот история. Закончилась она так же, как и началась: от своих хозяев мы попросту сбежали, подальше от перебравшего главы семейства, которому захотелось напоследок поучить нас уму-разуму. Оставшиеся два часа до поезда решили провести в ресторане. Но и здесь не обошлось без сюрпризов. Мороженое с шампанским нам подавали больше получаса, а блинчиков с фруктами и вовсе не дождались. На вполне закономерное: что за дела? — официантка недоуменно так посмотрела, дескать, ребятки, вы здесь не одни. Ну да, как-никак крупнейший центр спорта и туризма в Украине, можно и подождать. А то, что официанток в два раза больше, чем занятых столиков — ничего не значит. Это вам не ресторан быстрого питания. Имидж прежде всего.


ИСТОРИЯ МЕСТНОСТИ
Поселок городского типа Славское расположен в Сколевском р-не Львовской области, в живописной долине рек Опор и Славка. Население — около 4000 человек. От Львова — 130 км, от Киева — 680. В последние годы развивается за счет инвестиций в г/лыжный и зеленый туризм. Участок дороги после Стрыя отремонтирован летом 2004 года. Если вы едете на машине, можно через Тернополь на Стрый, в объезд Львова.


ОСОБЕННОСТИ КУРОРТА
В Славском проложено несколько горнолыжных трасс европейского значения, функционируют 1 кресельный и 17 бугельных подъемников. Длина креселки на горе Тростян — 2750 м, бугелей — от 600 до 1200 м. Длина самого длинного спуска составляет 2,5 тыс. м. На горе Погар установлено два скоростные австрийских подъемника, система стационарных "снежных пушек", а также ночное освещение, что позволяет кататься вечером. Длина спуска — 700 м. Склон ежедневно укатывается ратраком. Его облюбовали поклонники агрессивного спортивного катания из-за крутизны и ровного покрытия. На этой горе проводят соревнования этапов чемпионата Украины по горным лыжам и сноуборду. Напротив Погара — пологий склон "Политехник". Это идеальное место для "чайников". На хребте горы Менчул находится склон "Варшавка" — нечто среднее между Тростяном и Погаром. Покататься там нам не удалось по простой причине: в день, когда мы приехали, хозяева подъемника решили устроить себе выходной. Все для людей, блин.