1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №13 (1955) за 20.01.2005

ПОВЫШЕНИЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА: МЫ ПОДСЧИТАЛИ, КОМУ СКОЛЬКО ДОБАВЯТ

Верховная Рада преодолела вето Президента и реанимировала вариант Закона "О прожиточном минимуме на 2005 г.", которым этот важный социальный показатель увеличе в среднем с 362 до 423 грн. на человека, то есть, на 16,85%. Что это — чистой воды популизм или попытка честного перераспределения национальных ресурсов — еще предстоит разобраться. Но ясно одно: если нововведение таки вступит в силу, самые социально незащищенные и малооплачиваемые могут рассчитывать на гораздо более существенную прибавку к семейному бюджету, нежели им выделяли все предыдущие правительства.

Мы решили попробовать подсчитать, сколько же при этом реально выиграют соотечественники.

ДВА МИНИМУМА — НА ПАМПЕРСЫ

Итак, по правительственному варианту, заложенному в бюджете и фактически вступившему в силу с 1 января, средний прожиточный минимум (ПМ) на душу населения определен в 382 грн. в месяц. В том числе для детишек до 6 лет положили 335 грн., от 6 до 18 лет — 422 грн., для трудоспособных лиц — 409 грн., для нетрудоспособных — 300 грн. в месяц. В свою очередь парламент поднял "жизненный порог" для перечисленных категорий соответственно до 376 грн., 468, 453 и 332 грн. То есть, на 32—46 целковых больше.

Но условным минимумом, даже повышенным, сыт не будешь, поскольку это — всего лишь ориентир, обязательство державы приблизить доходы малообеспеченных граждан к уровню минимального потребления. Однако приближение это происходит ужасно медленно: в частности, минимальная зарплата растет на 5—10% в год, и в прошлом году она составила чуть больше половины ПМ (205 грн. против 386,73 грн.). Больше повезло старикам, с сентября получившим от правительства целевую надбавку к пенсиям аккурат до уровня ПМ. Правда, старички здорово переживают, сохранится ли надбавка и дальше. Теперь они могут быть спокойны: Верховная Рада обязала Кабмин учесть необходимые для надбавок средства в бюджете-2005, так что эти обязательства держава обязана выполнять.

А раз так, то логичным выглядит предположение, что новый Кабинет при пересмотре бюджета предпримет также попытку довести минимальную зарплату в 2005 г. не до 64% ПМ, как предусмотрено первоначально, а, к примеру, хотя бы до 75% (ведь надо же откуда-то брать налоги на повышенные пенсии). Тогда "базовая" минимальная зарплата составит порядка 340 грн. А это означает, что адекватно — примерно на 30% — подтянут и довольствие бюджетников. Желательно, конечно, чтобы при этом сохранилось соотношение в оплате труда работников разной квалификации.

Кроме того, вслед за увеличением ПМ будут проиндексированы и все государственные пособия малообеспеченным семьям, семьям с детьми и инвалидам. В том числе, отдельными законами Верховная Рада увеличила с 15% до 23% от ПМ минимальный уровень помощи по уходу за ребенком до 3 лет; на 20% — уровень обеспечения минимума при назначении пособий детям, у которых один или оба родителя являются инвалидами I или II группы и многодетным семьям. Далее, при рождении ребенка полагается единоразовая выплата в размере двух ПМ, а это значит, что с увеличением последнего молодые родители получат "на памперсы" дополнительно 82 гривни. Наконец, размер помощи на погребение должен быть не ниже одного ПМ, то есть, прибавка на скорбные цели составит минимум 41 грн. Также с 1 января вступил в силу закон, повышающий государственную помощь людям, не имеющим права на трудовую пенсию: инвалидам I группы и матерям-героиням — 100% ПМ, инвалидам II группы — 80% ПМ, инвалидам III группы — 60% ПМ.

Не забудем и о студентах. С 1 июля минимальная стипендия в вузах III и IV уровней аккредитации должна составлять 30%, I и II уровней аккредитации — 25%, в ПТУ — 20% от ПМ. То есть, прибавки к стипендиям соответственно составят: 12,3 грн., 10,25 и 8,2 грн. Негусто, конечно, но лучше что-то, чем ничего.

ЛЬГОТНИКОВ СТАНЕТ БОЛЬШЕ

От прожиточного минимума "пляшут" также социальные службы, ответственные за назначение жилищных субсидий малообеспеченным семьям. А именно: если в жилом помещении зарегистрированы и проживают только пенсионеры и другие нетрудоспособные лица, или в семье есть несовершеннолетние дети, инвалиды I или II группы и среднемесячный доход на одного ее члена не превышает 50% ПМ, то для такой "ячейки общества" размер платы за жилищно-коммунальные услуги не должен превышать 15% среднемесячного совокупного дохода.

Иными словами, если при ПМ в 382 грн. на снижение квартплаты могли рассчитывать только семьи вышеперечисленных категорий с доходом на "нос" до 191 грн. в месяц, то после его увеличения до 423 грн. в отделы субсидий смогут обращаться и те, у кого среднедушевой доход не дотягивает до 211,5 грн. Ясно, что теперь большее число семей могут претендовать на статус малообеспеченных и экономить на жилкомуслугах по несколько десятков гривен в месяц.

Вырастет и количество потенциальных претендентов на социальную налоговую льготу. Как мы уже писали, эта льгота дает право на снижение подоходного налога, но только тем, чья зарплата на основном месте работы не превышает определенного предела. Последний высчитывается по простой формуле: ПМ (для трудоспособных лиц), умноженный на коэффициент 1,4 и округленный до десятка. Отсюда выходит, что если в первом случае (ПМ 409 грн.) в льготники попадут те, чей месячный доход не превышает 570 грн., то во втором (ПМ 453 грн.) — получающие до 634 грн.

Понятно, что дополнительные субсидии и налоговые льготы чреваты бюджетными прорехами. На что, кстати, и ссылался Леонид Кучма, когда накладывал вето на парламентский закон. Как сказано в его пояснительной части, депутаты не только нарушили сам порядок утверждения ПМ, но и основали свои расчеты "исключительно на допущениях о возможной инфляции в текущем году". На самом деле, указывал Президент, увеличение ключевого показателя приведет к дополнительным бюджетным расходам, что негативно отразится на тех же социальных выплатах. Однако, как заявил намедни глава бюджетного комитета ВР Петр Порошено, изыскать в бюджете необходимые под повышение прожиточного минимума 1,5 млрд. грн. абсолютно реально.

Значит, денежки "на бедность" все же имеются. Но отчего же тогда рост социальных ориентиров у нас хронически отстает от роста экономики? Этот риторический вопрос неоднократно звучал в стенах парламента, но оставался без ответа. Например, почему прожиточный минимум на 2004 г. Кабин увеличил всего на 5,52%, в то время как производство в Украине последние годы стабильно росло на 12—16%, то есть, росли и доходы бюджета. Более того, как указывает в своих замечания к Закону "О бюджете на 2005 г." комитет Верховной Рады по вопросам труда и соцполитики, относительный размер помощи малообеспеченным семьям в нем даже уменьшился — с 22,1% (от ПМ) в 2004 г. до 20,9% в 2005-м. Зато прошлогодняя инфляция составила 12,3%, то есть, с лихвой "съела" всю прибавку. Так, может, расчеты парламентариев, решивших поднять прожиточный минимум на 16,85%, гораздо ближе к истине?


ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПИНГ-ПОНГ
Сентябрь 2004 г.
Кабмин подал на рассмотрение парламента бюджет-2005, куда заложил повышение среднего прожиточного минимума на 20 грн. — до 382 грн.
19 октября
Рада отдельно приняла закон о повышении ПМ до 423 грн., но в ноябре Леонид Кучма ветировал его.
27 декабря
Бюджет приняли как компромиссный, то есть вступил в силу ПМ в 382 грн.
13 января 2005 г.
ВР преодолела вето Президента, утвердив ПМ в 423 грн.


НИ СЫТ, НИ ГОЛОДЕН
Законом "О государственных социальных стандартах и гарантиях..." прожиточный минимум определен как базовый стандарт, на основе которого определяются: минимальная зарплата и минимальная пенсия, социальные пособия, стипендии и др. госгарантии. Выводится он из "стоимостной величины минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, достаточных для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности, а также удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности". То есть, прожиточный минимум — не что иное, как цена минимальной потребительской корзинки. А поскольку "личности" бывают от младенческого до старческого возрастов, трудящиеся или инвалиды, то и потребности у них разные. Поэтому для каждой возрастной и социальной группы выводится свой эквивалент стоимости минимальной корзинки.