1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №14 (1956) за 21.01.2005

РАЗЫСКИВАЕТСЯ МИНИСТР КУЛЬТУРЫ

В то время как в самом разгаре обсуждение кандидатуры премьера и дележ министерских портфелей, "Сегодня" попыталась представить портрет будущего министра культуры и искусств. Персонаж, который складывается на основе мнений украинских актеров, музейщиков, музыкантов, выглядит весьма своеобразно. Однако все сходятся в одном: претендента на пост лучше бы обсуждать с представителями сферы искусства, а само министерство культуры стоило бы реструктуризировать, назначить ответственных за все направления. И главное — не "управлять", а помогать. Или хотя бы, не мешать им делать свою работу, если до помощи от государства дело так и не дойдет.

"ДЛЯ НАЧАЛА НУЖНО "НАКРЫТЬ" БЛАТ"

Наталья Сумская, актриса
— Скорее всего, это должен быть человек, который охватывает весь круг культурных проблем в стране. Кроме того, было бы хорошо, если бы отдельно существовали комитеты по театру, кино, но это пока невозможно. Что касается кандидатуры, то его следовало бы выбирать путем опроса — киевская культурная среда могла бы выделить из своих рядов достойного кандидата. И может быть, даже стоило бы подождать каких-то полмесяца для того, чтобы нация выдвинула этого человека. По поводу недостатков и достоинств прежних министров — может быть, все предыдущие были достаточно субъективны. А кризис в культуре связан с продажностью личностей, которые должны решать проблемы. И с блатом, который вредит всем. Главное — накрыть блат, который только усугубляет проблемы.

НЕ УПРАВЛЯЙТЕ , ЛУЧШЕ ДЕНЬГАМИ!

Олег Денисенко, львовский художник-график
— Во-первых, министром должен быть творческий человек, я это знаю по своему личному опыту. Видел людей, которые работали у нас в Академии на кафедре, которые занимались активно творчеством — им очень тяжело было преподавать. А уж министерство, конечно, обязывает отдавать полностью себя работе. Мне кажется, что это должен быть человек из среды искусствоведов, театроведов, теоретик искусства. Или, скажем, с гуманитарным образованием, но очень близкий к искусству. И, конечно, обладать качествами функционера, то есть уметь руководить.

Что касается нерешенных прежними министрами проблем — например, в каждой области есть управление культуры. Я не понимаю, как вообще можно управлять культурой. Культуре нужно помогать, или, во всяком случае, не мешать, и давать свободно развиваться, то есть подставлять плечо. А управлять... Мне это не понятно.

Думаю, в Украине масса художников, которым без поддержки просто не выжить. Им нужно помогать, устраивать выставки, способствовать их самореализации в широком понимании этого слова. Конечно, сейчас выставку можно где угодно сделать, хоть в Лувре, но это стоит денег. Вот такого плана и нужна поддержка.

"ТОЛЬКО НЕ СМЕЙТЕСЬ — ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОПЛАВСКИЙ"

Эстрадный певец Анатолий Матвийчук.
— Да, это интересный вопрос. Мне кажется, это должен быть человек не из действующих артистов. Потому что практика говорит — очень велик соблазн организовать работу всего министерства на какую-то одну личность. Должен быть не прагматик, но в тоже время и не романтик, который не учитывает всех нюансов и всех процессов. Министр должен понимать, что культура формирует менталитет, а менталитет это вещь, которая лежит в основе мировоззрения. Мне кажется, он должен иметь определенные агрессивные устремления, потому что культура должна распространятся, а если она остановится — то умрет. Когда Македонский остановился, его империя умерла. Должна присутствовать некая культурная экспансия во всех направлениях. В этом плане хорошим министром был Дмитрий Остапенко, сейчас он директор филармонии. Этот человек, в принципе, чиновник по своей сути, но четкий хозяйственник, который тонко разбирается в искусстве, во всех жанрах, и достаточно эмоциональный. Вот при нем мы выезжали за границу, велась культурная работа не только внутри страны. Он разбирался и в направлениях развития культуры, например, сейчас начинают умирать песенные фестивали, рождаются чисто молодежные жанры, но мейнстрим не развивается. Есть экспортный вариант песни, допустим Руслана Лыжичко, есть то, что потребляют в России, допустим, Сердючка. Но нет среднего направления, которое есть в России. Это очень важный фактор. Почему такое засилье российской музыки? Потому что не развивается нормальное среднее направление украинской песни, только ее экстремальные виды. То же и в украинской культуре. Нужно развивать именно то, что понятно и близко народу, но в положительном смысле. Должен быть умелый и грамотный менеджмент прежде всего, но в это понятие включается и образование, и менталитет и очень многие вещи, и понятие процессов, которые происходят в культуре.

Что касается обсуждений кандидатуры, есть, на мой взгляд — только не смейтесь, это может быть Поплавский, но его время, мне кажется, еще не пришло. Во всяком случае, этот человек четко себе представляет процессы, которые происходят в культуре, быстро ориентируется и быстро учится на собственных ошибках.

АДА РОГОВЦЕВА РАЗБЕРЕТСЯ

Маргарита Криницына, актриса
— Мне кажется, министром культуры может быть Ада Роговцева. Она, в общем-то, ориентируется в политических сложных ситуациях. По поводу проблем, которые в первую очередь нужно решать, — разобраться в кадрах.

"РЕБЯТА, А НУ-КА ОТЧИТАЙТЕСЬ!"

Анатолий Хостикоев, актер
— Предыдущие министры — я что-то особенно не заметил, чтобы при них были какие-то сдвиги в культурной жизни Украины. Все равно культура оставалась где-то далеко-далеко. Нас мало кто знал, мало кто видел. Я имею ввиду и Богуцкого, и Богдана Сильвестровича. Занимать этот пост должен человек, который изнутри знает систему управления. Идеальным министром культуры был бы Богдан Бенюк. Это у кого-то может вызвать какую-то скептическую улыбку, но я думаю, что это именно тот человек, который имеет невероятно большой опыт и, он ко всему прочему, знает не только театр, не только киноискусство, но знает, что нужно сделать с украинским зодчеством, украинскими музеями и прочим. Я его вижу министром культуры, он патриот украинского искусства. И я глубоко убежден, что он бы, наверное, навел порядок в театре имени Ивана Франко. Но тогда мы бы потеряли прекрасного актера. Все-таки актер должен работать на сцене, а руководить должен человек, который полностью себя отдаст министерству. Поэтому я не знаю, кто мог бы стать министром культуры, но этот человек должен прежде всего думать не о своем благосостоянии, а о том, чтобы Украину узнали, как высококультурную образованную страну. Думаю, кандидатуры найдутся. Оксана Билозир? Я ее люблю как певицу, очень близко знаком, у нее наверное есть какие-то недостатки. Но, в конце концов, почему бы и нет? Она профессионал в своем деле и как политик на самом высшем уровне показала это. Думаю, это подходящий вариант. А начинать нужно с кадров. Скажем, вот те люди, которые управляют сейчас культурой, я думаю, что надо чуть-чуть взять их за мошну, потрясти и сказать: "Ребята, а ну-ка отчитайтесь!".

Дмитрий Шленский, директор Музея Одной Улицы
— Это не должен быть функционер вроде Богуцкого, который занимался исключительно непонятной деятельностью. Ступка был более доступен, но в то же время он больше делал для своей парафии — театра. Лучший министр — это симбиоз творческого человека и доступного, интересного в общении функционера. В какой-то мере мне даже больше импонирует наш начальник управления культуры Александр Быструшкин. То есть и как актер, и как писатель, и как совершенно доступный человек, с которым можно переговорить и который тебя поймет. Поплавский — это несколько смешно. Мне кажется, должен быть человек с определенным багажом работы в структурах власти. Лично мне важнее, чтобы этот человек понимал собственно музейную структуру, потому что музеи сейчас в тяжелейшей ситуации, хотя, скажем, театры как-то выживают: Русская драма — у них собственный какой-то статус благодаря Табачнику, украинская драма — благодаря Ступке. Новому министру нужно реорганизовать само министерство культуры, непременно. Ведь это ведомство находится в нынешнем состоянии со времен советской Украины, а должно превратиться в мобильную организацию, которая поможет решить все накопившиеся проблемы. Скажем, я знаю, что сейчас не существует должности замминистра по музеям. Был замминистра по кинематографии, но, к сожалению, кинематографии сегодня практически нет.