1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №15 (1957) за 22.01.2005

В ДЕТСТВЕ УЛАНОВА НЕНАВИДЕЛА БАЛЕТ И ИГРАЛА В ИНДЕЙЦЕВ

Великие балерины, как правило, живут долго и счастливо. В январе великой русской балерине Галине Улановой исполнилось бы девяносто пять — до своего юбилея Уланова не дотянула семь лет. Она умерла в девяносто восьмом, после второго инсульта. Никто не знает, сколько дней она пролежала одна в квартире — прима жила уединенно, помощи было ждать не от кого, и когда двери, наконец, были взломаны, и Уланову увезли в больницу, надежд на выздоровление было мало. Близкие люди балерины тем не менее утверждают, что в свой последний день рождения Уланова утопала в цветах — на больничной койке. Розы, подаренные мужчинами Большого театра, еще стояли в вазах, когда Улановой не стало.

В ДЕТСТВЕ УЛАНОВА ВОЗНЕНАВИДЕЛА БАЛЕТ

Галина Сергеевна Уланова родилась в Петербурге в семье артистов балета Мариинского театра, поэтому в детстве возненавидела балет, наблюдая суровые трудовые будни родителей. Тогда ей больше нравилось плавать, а еще лазить по деревьям или играть в индейцев — она представляла себя вождем краснокожих, что несколько странно для девочки. В девять лет, поддавшись на уговоры, юная Уланова начала брать уроки балета у своей матери, Марии Федоровны. В 1928 году она заканчивает Ленинградское хореографическое училище — Уланова была одной из первых учениц легендарной Агриппины Вагановой. На своем выпускном вечере в училище Уланова танцует Седьмой вальс в "Шопениане", в этом же балете в декабре 1960 года она выйдет на сцену в последний раз. После училища Уланова работает в ленинградском кировском театре, где танцует в "Лебедином озере", "Спящей красавице" и "Щелкунчике". В 1935 году ленинградцы гастролировали в Москве и Уланову замечает — одним из первых — великий композитор Сергей Прокофьев. В 1940 году состоялась премьера балета Прокофьева "Ромео и Джульетта" — легендарный бег Улановой-Джульетты театральные критики с тех пор называют "символом вечной любви".

ВЕЛИКАЯ НЕМАЯ

Никто не считал ее красавицей, а уж тем более секс-символом вроде Анастасии Волочковой — но такой одухотворенностью и выразительностью не обладала ни одна балерина. Про Уланову никогда не ходило легенд о ваннах с шампанским или джунглях роз — за внешнюю холодность и нарочитую отстраненность коллеги называли Уланову Великой Немой. Балерина неизменно танцует на правительственных концертах, ее засыпают наградами — столько всевозможных орденов и медалей не было даже у Леонида Ильича Брежнева. Она была народной артисткой СССР, четырежды лауреатом Государственной премии ( две премии — за "Золушку" и по одной за "Ромео и Джульетту" и "Красный мак"), почетным членом Американской академии искусств. Ее поклонником был сам "отец народов" Сталин, она жила в огромной пятикомнатной квартире на Котельнической набережной, но к богатству и накопительству Уланова относилась почти с презрением — когда однажды у нее угнали машину, Уланова отреагировала так, будто украли поношенные туфли.

За границей ее увидели только в 1956 году, когда Большой театр приехал на гастроли в Лондон — балерине было сорок шесть. После этих более чем успешных гастролей, когда зарубежные критики признали ее лучшей танцовщицей всех времен, Уланова возвращается в Россию уже как национальное достояние.

УЛАНОВА ОТКАЗАЛА НУРИЕВУ

Все друзья и мужчины Улановой были значительно старше ее — режиссер Юрий Завадский, артист Иван Берсенев, дирижер Большого театра Юрий Файер. В результате на склоне лет Уланова осталась в одиночестве — детей у нее не было, были только поклонники и обожатели, с которыми Уланова всегда держала дистанцию. Обделенным вниманием оказался и легендарный танцор-диссидент Рудольф Нуриев. Каждый раз, когда Уланова приезжала в Париж, Нуриев упорно добивался встречи с ней, посылал цветы в гостиничный номер, но балерина ссылалась то на занятость, то на усталость.

В последние годы из-за недостатка средств Уланова вынуждена была поменять свою пятикомнатную квартиру на более скромные апартаменты на той же Котельнической набережной. После смерти балерины налоговая инспекция, не дождавшись никаких конкретных шагов со стороны Министерства культуры России, начала вывоз и реализацию архива и имущества Улановой — она не оставила прямых наследников. Все ценности предполагалось сдать в Госхран, но созданная после кончины Улановой комиссия по сохранению ее наследия добилась передачи имущества в собственность Большому театру.

Тогда же комиссия приняла решение о создании Мемориального музея-квартиры Улановой. Музей открылся только в декабре прошлого года — на 140 квадратных метрах находятся три мемориальных и одна экспозиционная комната. Среди раритетных вещей — афиша выпускного балета Улановой в Ленинградском хореографическом училище, "Шопениана", письма к балерине Святослава Рихтера и Жана Вилара, портсигар из карельской березы с дарственной подписью Шаляпина, коллекция балетных туфель Улановой.

Заведующая музеем-квартирой Татьяна Касаткина пообщалась с газетой "Сегодня" в перерыве между экскурсиями, хотя, по ее словам "не доверяет современной прессе и, как правило, не дает телефонных интервью".

— Много ли интересующихся уже успело побывать в музее?

— Экскурсии проводятся каждый день. Мы только что открылись — в декабре, но народу ходит много. Экспонаты — то есть то, что касается интерьера, все как было в квартире при жизни Улановой. У нас забрали только вещи, которые по правилам, не могут находиться в квартире Улановой — они хранятся в сейфе. Остался огромный интересный архив — в первую очередь более четырех тысяч писем, но все интимные вещи Уланова уничтожила. Каждый сам определяет ценность того или иного экспоната, но, я считаю что все, что мемориальное, — ценное. Оно, Слава Богу, сохранилось и сейчас доступно глазу посетителей.

— Вы встречались с Улановой. Говорят, она была человеком, предпочитающим одиночество.

— Я горжусь тем, что имела возможность видеть Уланову как актрису, как человека, как педагога. Она не была таким уж скрытным человеком — опубликовано много интервью с ней, часть из них записывалась без ее разрешения, когда записывались просто разговоры. А в Интернете много чепухи про Уланову написано — пусть это остается на совести журналистов. Наше дело было создать музей, чтобы люди могли прийти и увидеть, что это был за человек — во всех ее контактах, связях с известными и обыкновенными людьми, миром.

— Ее интересовал только балет?

— Естественно, она любила литературу, поэзию, природу, любила отдохнуть на природе. Но вся ее жизнь была посвящена балету — сначала, когда она танцевала на сцене, а потом — когда занималась с учениками. Балету нужно было посвящать себя всецело, иначе не было бы Улановой.


КСТАТИ
В начале свой карьеры Уланова танцевала партии из классического репертура — Аврора ("Спящая красавица", 1929 г.), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро", 1929, 1933 гг.), "Жизель" (1932 г.), Маша ("Щелкунчик", 1934г). Но самыми знаменитыми образами Улановой стали пушкинская Мария ("Бахчисарайского фонтан" 1934 г.) и Джульетта из балета Сергея Прокофьева (1940 г.)
Во время война Уланова танцевала в Перми, Свердловске, Алма-Ате, в госпиталях перед военнослужащими. С 1944 по 1960 год — прима Большого театра, в дальнейшем — педагог-репетитор. Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка РСФСР, четырежды лауреат Государственной премии. С 1997 года - почетный гражданин Москвы. Ученики Улановой — В. Васильев, Ю. Григорович, О. Виноградов.