1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №21 (1963) за 29.01.2005

ДВА ВЛЮБЛЕННЫХ СЕРДЦАХ С БОЛЬШОЙ ВАСИЛЬКОВСКОЙ

В 1902 году на пересечении Большой Васильковской и Жилянской по инициативе киевской "Старой громады" было возведено здание Дома народного проcвещения, который впоследствии получил название Троицкого народного дома (теперь — театр оперетты). Уже через пять лет помещение народного дома арендовал для выступлений своей труппы актер и режиссер Николай Cадовский. Так родился первый украинский стационарный театр.

Николай Садовский, Панас Саксаганский, Иван Карпенко-Карый... Прибавим к этим именам Марка Кропивницкого и Марию Заньковецкую, и созвездие корифеев засияет еще ярче. Практически это произошло в 1900 году, когда разрозненные театральные коллективы объединились в одну труппу под названием "Малороссийская труппа М.Л. Кропивницкого, под руководством П. К. Саксаганского и Н. К. Садовского, при участии М. К. Заньковецкой". В 1906 году Садовский и Заньковецкая организовали в Полтаве уже свой музыкально-драматический театр, ставший впоследствии первым постоянно действующим украинским театром.

Мария Заньковецкая вошла в историю отечественной сцены как легенда. "Страшной силой" назвал ее талант Чехов. Молодой М. В. Нестеров запечатлел ее образ на своем первом портрете, а Л. Н. Толстой, как дитя, радовался, получив из рук Марии Константиновны в подарок платок, в котором она играла роль наймычки Харитины. "Бессмертной от смертного" — с такой надписью вручил актрисе лавровый венок П. И. Чайковский.

В Заньковецкую влюблялись с первого взгляда. Она была мила и прекрасна, но отличалась завидным постоянством. Свое сердце Мария Константиновна отдала любимому мужу и другу Николаю Садовскому. Первые театральные сезоны в Троицком народном доме были апогеем их творческого содружества. Но на семейном небосклоне стали появляться тучи.

"Душе с прекрасным назначеньем должно любить, терпеть, страдать, и дар господний вдохновенья, должно слезами поливать", — писал Тарас Шевченко в посвящении княжне Репниной. В некоторой степени эти строки созвучны и с судьбой украинской актрисы. В 1909 году пути супругов окончательно разошлись. Садовский продолжал руководить своим театром, Заньковецкая блистала на сценах различных украинских трупп, затем работала в Государственном народном театре. Ей первой было присвоено звание народной артистки Украины.

Накануне своего 75-летнего юбилея Садовский как-то в беседе с друзьями признался: "Я очень виноват перед Марусей. Тяжко виноват..." Заньковецкая в то время жила в доме N121 по ул. Большой Васильковской. 7 февраля 1933 года траурная процессия медленно проходила по этой центральной магистрали Нового Строения. Хоронили Садовского. Когда тысячная толпа начала поворачивать в сторону Байкового кладбища, на улицу Тверскую, к окну подвели тяжело больную Марию Константиновну. Что могла увидеть в заснеженном проеме эта старая женщина, если даже с близкого расстояния она уже не различала лиц своих домашних? "Прощай, мой старый друг! Неверный, но любимый..." — таковы были ее последние слова, обращенные к тому, кто их уже не мог услышать. На следующий день Мария Константиновна ушла вслед за мужем. Их могилы на Байковом кладбище находятся рядом, так близко, как некогда при жизни находились их любящие сердца.