1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №21 (1963) за 29.01.2005

"ГДЕ-ТО ЗА ГОРОДОМ ОЧЕНЬ НЕДОРОГО ПАПА КУПИЛ АВТОМОБИЛЬ..."

Однажды я окончательно осознала, что ездить по доверенности больше нет сил и пора обзаводиться собственным транспортным средством. Что я поняла практически сразу, так это то, что купить машину — не проблема. Проблема — найти деньги на покупку. Средства, которые мне удалось сходу раздобыть — $2 тысячи. И, уж коли большего в закромах и по знакомым не оказалось, решила попытать счастья с тем, что есть. Вам кажется, что это невозможно? И все-таки попробовать смысл есть!

Песни песнями, но допустить папу к покупке четырехколесного друга мне не позволила гордость. Дочь показала себя, отважившись на самостоятельный шаг... Как вы уже поняли, все прелести предприятия по покупке авто выпали на мою долю. Первыми, разумеется, возникли вполне резонные вопросы: "Какую лучше покупать? Почти новую нашу или вполне потрепанную иномарку? Если иномарку, то "Ауди", "Форд" или "Опель"? "Год выпуска?" И в конце-концов я так надоела друзьям со всеми этими темами, что даже те, кто "пинал меня ногами" с криками, что не пустит за руль, немного успокоились и пришли на помощь.

"НЕЛЕГАЛЫ"

Поначалу я немного путалась в терминологии, но спустя несколько дней вполне разобралась и уже без труда отличала "классику" от "матрешки", а "дрова" от "конструктора". Первым предложенным вариантом стал "Reo espaсe Quatra", год 1995, пробег 60 тыс., хозяин которого готов был расстаться с веном всего за... $1800. Вот только одна проблема — у машины не было документов. Как оказалось, это едва ли не самый распространенный вариант, укладывающийся в обозначенную сумму. Опасаться в данной ситуации нужно не отсутствия документов (сделать их, в общем-то, не проблема), а происхождения машины. Будь все нормально, иномарка в хорошем состоянии не задержалась бы у продавца. Вероятнее всего, у машины перебиты номера. Даже если вам повезет и сделано это будет умело и на первый взгляд незаметно, брать такую машину — поступок безрассудный и глупый. Ведь при техосмотре обязательно прохождение технической экспертизы, где на всех автомобилях проверяют идентификационные номера. Причем делают это специальным составом в инфракрасном свете, так что обман так или иначе всплывет.

Предлагая "перебитого" торговцы чаще всего рассказывают однотипные истории, мол, машина совершенно легальная, пригнанная из-за рубежа, а документов нет потому, что купившая авто фирма обанкротилась. Или что-то в этом роде. В моем случае "Reo" "обвинялся" в семилетнем простое (владелец из-за дороговизны и плохой совместимости запчастей все никак не мог подобрать новую КПП). А паспорт его хозяин потерял во время переезда на новую квартиру (чего за 7 лет-то не случится!). Зато торговался охотно (тоже отличительная черта продавцов "перебитых"). Когда первоначальная стоимость машинки в $1800 упала практически вдвое, бороться с соблазном стало неимоверно сложно. К счастью, в этот момент мне предложили посмотреть 626-ю "Mazd'у".

Б/У

За $2000 свежей машины не найти, только "конструктор" и "дровишки". Причем даже специалисты затрудняются сказать, что из этого лучше: то ли собранная из нескольких машин — одна, то ли "старушка" в базовой комплектации. Это уж как повезет. Сразу нужно быть готовым к тому, что за такие деньги машина вам достанется в лучшем случае 10-летняя. Предложенная мне "Mazda" была и вовсе 1988 г. в., а хотели за нее аккурат $2000. Владелец обещал "двигатель в хорошем состоянии" и уверял, что "ни за что не стал бы продавать" авто, если бы не отправлялся жить за границу. В процессе общения с этим (в последний момент машина была переоформлена на друга семьи, а я осталась ни с чем) и другими автомобилистами, были установлены несколько правил. Во-первых, искать "железного коня" лучше не на авторынке, а по объявлениям автофотопродажи. Так уменьшается риск напороться на перекупщиков и повышается вероятность попасть на человека, расстающегося с машинкой по воле обстоятельств, а не по собственному желанию. (Удобнее всего покупать машину у отъезжающих за рубеж — можно сбить цену, как минимум, процентов на 20). Во-вторых, более дешевые и лучше сохранившиеся машины обычно продаются в небольших городках, а не в облцентрах. В-третьих, как бы там ни было — остановите вы свой выбор на иномарке или на отечественном авто — купив его за такие деньги, потом не продадите. Разве только на запчасти.

КРЕДИТ

Но если уж говорить о перспективе, то, имея кроме денег еще и возможность платить ежемесячно по 100—200 у.е., можно смело покупать авто в кредит. Сегодня кредит на новые машины отечественного производства и производства стран СНГ дают сроком от года до четырех лет. А кредит на машину импортного производства можно получить и с 5-летним сроком погашения. Частному лицу ввязываться в "затяжную покупку" получается выгоднее и дешевле, так как можно оформить валютный кредит, а по нему процентная ставка на порядок ниже, чем по гривневому. Из недостатков этого варианта удорожание любого, покупаемого в кредит автомобиля, которое так или иначе, составит примерно 30%.

СОВЕТЫ

Какую же иномарку выбрать, если заранее известно, что ее возраст окажется не меньше 10 лет? На самом деле, тут все зависит от везения. В такой категории даже надежные "немцы" или "японцы" могут посыпаться не пробежав после покупки и нескольких тысяч километров. Кстати, если уж говорить о подержанных иномарках, то брать рациональнее машины именно с немецкими и японскими моторами. И те, и другие вполне оправдали себя. Отмечу, что при оценке, учитываются только поломки жизненно важных узлов. Стеклоподъемники, радары, кондиционеры и прочая ерунда не принимается во внимание. Оценивают, в первую очередь, двигатель, подвеску, рулевую, светотехнику, тормоза, КПП и коррозию.

Однако, прежде чем решиться на покупку "узкоглазой", следует вспомнить о том, что в японских двигателях (особенно в V-образных) существует множество компенсационных валов. Ремонтировать такие моторы — дело морочное, да и специалистов у нас не так много.

Чинить отечественный "сэконд" намного легче, да и дешевле. Тут другая беда — купишь поношенного "жигуленка" и все, считай пропал под ним на всегда. Отбегавшие всего пару лет машины украинской сборки, то и дело ломаются. И даже приняв во внимание, что мотор у них будет еще вполне живой, стоит хорошенько подумать, готовы ли вы к отпадающему рулевому колесу и убегающему тосолу. Пожалуй, вместо покупки подержанных "Жигулей" целесообразнее насобирать еще тыщонку и купить народный автомобиль "Славуту". В конечном счете, выйдет дешевле.


ХИТРОСТИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СОБЛАЗНИЛСЯ...
Вы купили авто без документов и с перебитыми номерами? Возможностей решить проблему — две. Первая (или тупик номер один?): сделать фото номера кузова и вклеить его в свидетельство о регистрации ТЗ. Но чтобы вклеить снимок, то есть доказать, что номер был изменен законно, нужно письменное разрешение НИЦ БДД МВД Украины, где потребуют объяснений, почему номер перебит... Вторая попытка (тупик номер два?): купить документы на такую же модель, разбитую в ДТП, и срезать номера (мол, иначе ее просто было не восстановить). Но если ваша модель — редкая, ждать нужных документов можно не один год. На "безномерной" нельзя выезжать за рубеж...


ТЕСТИНГ
Выбирая авто, помните: чем выше объем двигателя, тем выше моторесурс, а значит и расход топлива. Оптимальный вариант 1,5—1,6 л. Расход небольшой, а мощность в "районе" 100 л.с. для иномарок и 70—80 л.с. для советских авто. Осматривая кандидата, не забудьте:
проверить, насколько чистое подкапотное пространство, нет ли подтеканий в местах присоединения к двигателю навесного оборудования. Можно вскрыть крышку клапанов ГРМ (газо-распределительный механизм) и посмотреть состояние. Если нет слоя нагара, значит масло использовалось хорошее. Машину нужно завести и послушать работу на различных режимах. Звук должен быть ровным, без стуков. При нажатии на педаль газа, обороты должны набираться ровно, без провалов — это характеризует работу карбюратора.
чтобы проверить подвеску, качните машину в каждом из четырех углов. Амортизаторы в порядке, если отсутствуют многократные качки. Во время движения "баранка" должна контролироваться легко без дополнительных движений вправо-влево.
регулировка подшипников ступиц проверяется на скорости 60 км/ч. Выключите передачу и пустите авто накатом — оно должно катиться без явного замедления. И потрогайте ступицы рукой — они не должны нагреваться.
на скорости 60 км/ч на прямой дороге отпустите "баранку" — авто должно двигаться без курсовых отклонений. На скорости 30-40 км/ч резко затормозите. Машина должна останавливаться опять же без отклонений. Если все нормально — тормоза отрегулированы правильно.