1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №21 (1963) за 29.01.2005

"Я БЫЛ БЫ ОЧЕНЬ ЛЕНИВЫМ ЦАРЕМ, ПОШЕЛ БЫ ИГРАТЬ В КАРТЫ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЛ БЫ ВЛАСТЬЮ В ЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ..."

Если посмотреть на творческую биографию Льва Новоженова, даже не зная его лично, можно сказать, что он энергичен, авантюрен и прагматичен. Он начинал огромное количество проектов, часто покидал их, задумывал новые, и снова покидал. Последним его "побегом" стало шоу "Страна советов", которое он вел с Русланой Писанкой. Но начинал Новоженов свою карьеру как журналист и публицист.

"САТИРА — ЭТО ХИРУРГИЯ, А ЮМОР — ТЕРАПИЯ"

— Лев Юрьевич, как так получилось, что вы отошли от занятия литературой и принялись за телевизионные проекты?

— Нельзя сказать, что я совсем отошел от писательского дела, просто это приобрело несколько иную форму — форму телевизионной, сценарной литературы, что не так уж далеко от того, что я делал раньше. Да и потом, наверное, время от времени надо менять свои занятия; это почти как президентов меняют, чтобы внести новую струю в жизнь, не зациклиться и не замкнуться на чем-то одном. Японцы вообще считают, что желательно раз лет в шесть-семь менять род своей деятельности, так что, видимо, это произошло и со мной.

— Но случилось это, надеюсь, не оттого, что в писательстве стало все можно и заниматься этим как бы уже не интересно?

— Нет, конечно же. Да и то, что можно что-либо или нельзя, особой роли для меня не играло. Я писал что-то юмористическое или сатирическое, проработал долгое время в "Московском комсомольце", а затем возникли желание и идея чего-то нового. Если говорить о сатире и юморе, то выяснять, что было разрешено, а что нет, это в большей мере относится к сатире. Сатира это нечто сугубо конкретное, это обличение недостатков власти, общественных пороков, а юмор - подтрунивание над человеческими слабостями. Сатира является эдакой хирургией, а юмор — терапией литературной.

— А вам что ближе?

— Я вообще человек терпимый, поэтому мне все-таки юмор ближе.

— То есть желания сражаться не было никогда?

— Это скорее не желание сражаться, а снисхождение к природе человеческой. Все мы человеки и, может быть, оказавшись в тех условиях, в которых находятся наши вожди, мы бы проявляли те же слабости, причем, возможно, даже в большей мере.

— А как бы вы чувствовали себя на месте вождя?

— Не дай Бог... Я просто практически не способен на это. Я не знаю, куда нам идти, что делать, не могу рассуждать в масштабах страны, народа, человечества. Если бы я был бы царем — другое дело! У меня нет качеств вождя. Вождь это все-таки чиновник, самый главный администратор, а царь — властитель по наследству. Но я, конечно, был бы очень ленивым и праздным царем, пошел бы играть в карты, злоупотреблял бы властью в личных целях. Короче говоря, я был бы добрым безвольным царем. Или, скажем так, добродушным.

— Раньше, чтобы "засветиться", нужно было пройти цензуру, теперь же многое решают деньги?

— Есть масса вариантов устроиться. Ведь не всегда же была советская власть, а литература была всегда, людей издавали — в независимости от времени, это происходило в самых разных частях земного шара, где тоже рынок, капитализм, жестокость, но, тем не менее, люди пишут стихи, книги. Если взять конкретную судьбу конкретного писателя, который родился не при советской власти и не был вскормлен Союзом писателей или комиссией по работе с молодыми, мы найдем примеры людей, которые занимались, к примеру, рекламой, затем на эти деньги издавали свои книги — сначала маленьким тиражом, затем все это расширялось. Тот же Хемингуэй: сначала репортер в газете, затем фронтовой репортер, потом уже писатель. То есть сначала человек делает себе имя на чем-то, заинтересовывает издателей. И сейчас происходит то же самое. Достаточно много сейчас молодых людей, которые пишут, например, детективы, чтобы заработать деньги, и в то же время что-то пишут для души. И таким образом пробиваются.

— Но ведь такая ситуация не совсем нормальная, когда человек время своей жизни тратит не на свое прямое предназначение, которым мог бы принести больше пользы.

— Ну, а кто сказал, что должны быть какие-то особые условия для художников или писателей. Утерянным можно считать то время, когда человек не жил или жил не в полной мере, не на всю катушку. Дело в том, что писатель — это ведь не тот, кто умеет писать. Писатель — это тот человек, который умеет переживать, жить страданиями своего времени, своей эпохи, это человек с яркой судьбой. Умение писать — вторично. Есть масса людей, которым просто не о чем писать, даже если они и умеют это делать. У них еще нет биографии, нет судьбы. А когда человек ввергает себя в пучину жизни, в поток приключений, когда он начинает по-настоящему жить, работать, страдать, любить, вступать в конфликты с окружающими и с самим собой, со временем, тогда и выковывается в человеке писатель. А не то, что родился кто-то способный и одаренный и ему нужны тепло и забота, чтобы он писал. Писатель прежде всего должен уметь страдать, ежедневно и ежеминутно переживая трагедию, которая в творчестве перестает быть его личной трагедией, становясь трагедией всех.

Невозможно же каждый раз проверять, правильно ли вложили деньги в того или иного человека, достоин ли он. Одного желания писать мало, надо доказать, что то, что ты пишешь, интересно и нужно другим, вот и все. Просто и справедливо, и так было всегда.

Мы и не только мы, и в предыдущие века имели великую литературу, люди пишут давно, но это не значит, что все эти шедевры появились на свет в результате того, что кто-то опекал создателей этих шедевров, избавлял их от забот. Тем более, времена не стали хуже, наоборот — удобнее и комфортнее. Сейчас можно писать на компьютере, обладать всем объемом самой разнообразной информации. А если кто-то думает, что его избавят от жизненных проблем — без этих проблем писатель не может возникнуть.

"МНЕ ДОВОДИЛОСЬ ПРОИГРЫВАТЬ МНОГО РАЗ"

— Если бы вы начинали свою деятельность в нынешнее время, а не много лет назад, вам было бы легче или тяжелее?

— Умозрительно очень трудно представить себе это. Я сейчас старый и не могу представить себя молодым. У меня есть дети, я вижу как им трудно, трудности примерно такие же, какие были и у меня: "все сделано, все уже заполнено, делать нечего, взрослые уже все сделали и ходу никому не дают, пробиться никуда нельзя". Все это было и у нас, каждое поколение наблюдает такую картину. Но, тем не менее, новое поколение начинает работать, и в свое время оно занимает свои места — во времени, в искусстве, в творчестве.

Когда вырастали мы, вокруг были фронтовики со своими разговорами, книгами и фильмами о войне, а потом сквозь них еле-еле пробились шестидесятники. И когда пришли мы, то увидели, что как бы все уже написано: уже был Аксенов, Гладилин, Солженицын, Быков, Евтушенко, Вознесенский, их издавали и о них говорили. А мы в их тени тихо что-то там кропали, искали свои маленькие ниши, норы, и так все это развивалось, повторяя предыдущие закономерности событий.

Я, будучи молодым мальчиком, сначала работал курьером в газете, который таскал гранки из типографии в редакцию, бегал за водкой, постепенно познакомился со своими сверстниками, с людьми старше меня, нашел своих меценатов, людей, которые меня опекали и помогали мне в жизни. Этим же путем пойдет и нынешнее поколение.

— Теперь уже вы стали таким человеком, который сам в состоянии помочь...

— ...Конечно. Я ведь в основном работаю с молодыми людьми — двадцать лет, чуть старше. Я по мере сил пытаюсь помочь так же, как помогали мне — ни больше, ни меньше. Но помогать можно только тому, кто способен действовать самостоятельно, иначе помощь не имеет смысла.

Я помогаю молодым журналистам, которые никогда ничего не писали, не снимали, но у них есть какие-то новые идеи. Могу им помочь, например, рекомендацией своей. Меня никогда не устраивали ни на какие места, поначалу мне давали самую черную и грязную работу, но это был шанс доказать, что можешь большее, и шанс достичь большего. Это также явилось своеобразной школой. Я на телевидение пришел в таком возрасте, когда, казалось бы, люди не учатся, а уже могут сами кого-то учить. Мне было сорок шесть.

— Как вы относитесь к удаче и счастливому случаю?

— Нормально. Удача, на мой взгляд, распределяется между всеми равномерно, просто нужно поймать момент и не иметь больших претензий. Например, пришел в казино и выиграл $100, которые может выиграть практически каждый. Но ты возьми эти сто долларов и уйди. А если появляется желание выйти из казино миллионером — скорее всего, ничего не выиграешь. Даже проиграешь.

— Вы азартный человек?

— Да, конечно, азартный.

— А в чем проявляется азарт?

— Во всем. В постоянном желании испытать судьбу, счастье, случай, рискнуть, поставить на кон, пойти ва-банк.

— А проигрывать вам доводилось?

— О-о! Постоянно! Много раз.

— А на какой возраст вы себя ощущаете?

— Лет на тридцать. Правда, у меня сахар в крови...

— Было ли такое, что юмор повредил вам?

— Бывает. Понимаете, юмористы такие люди, которые ради красного словца могут обидеть, отнестись к кому-то достаточно цинично. Зачастую это обижает людей. Надо себя сдерживать. У меня иногда на этой почве возникали конфликты.

— Вы отходчивый человек?

— Отходчивый. Если я заинтересован в человеке, я буду держаться за него из последних сил, а если нет, тогда не имеет значения, отходчив или нет.

— Заинтересованность в человеке меркантильная или чисто человеческая?

— Это все переплетено.

— Вы производите впечатление человека спокойного. Вы всегда были таким или это пришло с годами?

— Во-первых, характер у меня темпераментный. Я бываю раздражительным, кричу, могу вспылить. Но в пределах своих интересов, если они никем не нарушаются и не затрагиваются, я спокоен. Чего волноваться?

— Как же тогда в вас совместимы спокойствие и упомянутый азарт?

— Подчас люди проявляются по-разному. Есть внутренне холодные люди, а внешне они проявляются очень бурно. Но, видимо, я другой человек: внутри у меня бурлят процессы, а внешне я не итальянец, не вулканический человек.

— В процессе познания жизни многое нас перестает удивлять, что вас способно удивить в нынешнее время?

— Способность удивляться относится к восприимчивости человека, к чувствительности или тупости его нервной системы. Бывают "толстокожие" люди, причем, с возрастом это еще более усугубляется. Нервная система тупеет. Но, что касается меня, чему я раньше удивлялся, тому удивляюсь и сейчас. Разве что, как вы сказали, чуть спокойнее. Но с возрастом что происходит? В молодости хочется открывать все новое и новое, а в возрасте хочется, чтобы удовольствия, к которым ты привязался, повторялись. И в этой повторяемости находишь радость бесконечную: в том, что утро наступает, радуешься смене дня — в молодости это воспринимается как данность.


ДОСЬЕ
Лев Новоженов родился 24 октября 1946 в Москве.
Учился на историческом факультете МГПИ им. В. И. Ленина, а потом окончил редакторское отделение Полиграфического института.
Работал журналистом в газетах "Московский водник" и "Литературная Россия", инженером в бюро по охране памятников Подмосковья. работал замглавного редактора "Московского комсомольца".
С 1993 — "обитает" на телевидении. Новоженов — один из авторов прграммы "Времечко", был заместителем генерального директора IV канала "Останкино".
Через год — сценарист программы "Под знаком зодиака". В этом же году — руководитель Службы информации телекомпании ATV, затем — ее вице-президент.
В 1995 Новоженов придумал программу "Иванов. Петров. Сидоров...". В этом же году он становится заместителем гендиректора ЗАО "Телекомпания Новая студия".
В 1997 году — один из создателей программы "Сегоднячко" на телеканале НТВ, а затем — автор и ведущий программы "Старый телевизор". В 1997 году Новоженов — "худрук" женского канала "Она" (НТВ).
С мая 1999 — ведущий программы "Старый телевизор" и художественный руководитель программы "Антропология" на НТВ.
Вел с Русланой Писанкой развлекательное шоу "Страна советов"
Семья — жена, сын и дочь


ЛЮБИМЫЙ АНЕКДОТ
Студент ветеринарной академии сдает экзамен, ему попадается вопрос: "Как сделать аборт корове". Он не знает ответа, притворяется, что у него прихватил живот, просит разрешения выйти из аудитории, выходит в коридор, где стоит группа студентов, но они тоже не знают ответа. Этот студент вбегает в туалет, там сидит наркоман, курит "косячок". Студент его спрашивает: "Ты не знаешь, как сделать аборт корове?" Наркоман мутным взглядом смотрит на него и отвечает: "Ну ты, чувак, и попал!.."