1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №22 (1964) за 31.01.2005

КАК, ЛЕТАЯ ПО УКРАИНЕ, СЭКОНОМИТЬ НЕ ТОЛЬКО ВРЕМЯ, НО И ДЕНЬГИ

В минувшем году число авиапассажиров на внутриукраинских рейсах намного увеличилось. Одной из основных причин того, что украинцы стали больше летать, было директивное введение с 2002 г. руководством Минтранса цен на билеты ниже их себестоимости. Убытки авиакомпаниям предложили перекрывать за счет прибыли от международных полетов, а несогласные рисковали не получить разрешения на выгодные заграничные рейсы. К перевозчикам применили политику кнута и пряника, дабы из-за отсутствия достаточного количества пассажиров они окончательно не свернули внутреннее воздушное сообщение. Ведь большинству граждан и два года назад, и сейчас не по карману выложить свыше 500 грн. за перелет, к примеру, из Киева в Донецк или Симферополь, а дешевизна железной дороги компенсирует затраты времени на дорогу. Тем более, что с 1 января восстановлена 25% льгота на билеты для детей до 14 лет, а не до 10, как было ранее.

ЧТО ГОД ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ

На сегодняшня в Украине действует около десятка авиаперевозчиков, ведущую роль среди которых играют "Международные авиалинии Украины" и "АэроСвит". Именно их лайнеры чаще всего летают между крупнейшими городами страны. Теперь, когда нет такого жесткого администратора, каким был министр транспорта Георгий Кирпа, возникают опасения: не сократится ли число рейсов, не подорожают ли авиабилеты?

Мы обратились к руководству упомянутых авиакомпаний, задав им три вопроса.

1. Как изменится в 2005 г., по сравнению с минувшим, перечень направлений и частота рейсов в города Украины?

"МАУ": В 2004-м мы выполняли три прямых рейса: Киев—Львов, Киев—Донецк, Киев—Симферополь. На лето 2005 г. планируем : Донецк — дважды в день на Ан-24 (Жуляны, Борисполь); Львов — ежедневный рейс на Ан-24 плюс новые дополнительные 3 раза в неделю на Боинге; Симферополь — ежедневный рейс на Боинге плюс 5 раз в неделю на Ан-24. В планах открытие в конце апреля ежедневного прямого рейса Киев—Одесса на Ан-24.

"АС": С этого года к нашей сети маршрутов между украинскими городами мы добавили еще одно направление: Киев—Мариуполь. Теперь можем доставить пассажиров в 12 регионов страны.

2. Появятся ли на этих рейсах новые типы или дополнительные единицы старых типов самолетов и сколько их будет?

"МАУ": Внутренние рейсы обслуживаются смешанным флотом — Боинг-737, Ан-24, Як-40. Сезонный рейс в Симферополь (апрель—октябрь), учитывая его популярность, обслуживался более вместительными (до 135 кресел) Боингами. В 2005 г. рассматриваем возможность выполнения внутреннего расписания на Боинге также на Львов.

"АС": Чаще, чем в прошлом году, на внутренних рейсах будет использоваться Боинг. Так, если в 2004 г. впервые полеты в Одессу выполнялись Ту-134 вместо Ан-24, то в нынешнем рассматриваем возможность полетов из Киева в Одессу Боингом. Летом продолжим летать на Боингах и в Симферополь, но при этом возрастет и общее количество мест на наших крымских рейсах. А полеты в Днепропетровск и Харьков рассчитываем выполнять на Ту-134 вместо Ан-24, следовательно, количество кресел на рейсах в эти города почти удвоится.

3. Могут ли измениться тарифы на внутренние полеты? Продолжится ли практика применения социальных тарифов, не вырастут ли они?

"МАУ": Конечно, тарифы периодически подлежат пересмотру. Скажем, в октябре 2004 г., вследствие рекордного удорожания горючего, мы ввели так называемый "топливный сбор" в размере $3. Но есть и противоположные примеры: с января по март 2005 г. действует специальный тариф на внутренние рейсы — 150 грн. в эконом-классе. При этом льготные социальные тарифы останутся на прежнем уровне.

"АС": Несмотря на резкое повышение на протяжении 2004 г. стоимости топлива, нам удалось удержать от повышения тарифы на внутренние авиаперевозки. В том числе сохранились минимальные и социальные тарифы, впервые введенные в 2004 г. Рассчитываем, что за счет увеличения эффективности эксплуатации внутренних воздушных линий, роста загрузки авиарейсов в 2005 г. тарифы, включая социальные, останутся прежними.

В СИМФЕРОПОЛЬ ЗА ПОЛЦЕНЫ

Из сказанного можно сделать вывод, что и другие, не столь крупные, авиаперевозчики вряд ли будут поднимать цены на свои услуги, иначе они просто станут неконкурентоспособными. Конечно, за исключением направлений, на которых они являются монополистами: к примеру, на прямых рейсах между Луганском и Львовом или Луганском и Симферополем. Впрочем, по данным сайта www.lugansk.info, сейчас долететь из Луганска во Львов (свыше 1300 км) без пересадок в эконом-классе обойдется в 350 грн., в Симферополь (более 700 км) — 200 грн., что не так уж дорого, учитывая километраж и скорость перемещения.

За последний год украинцы таки стали летать больше, особенно в южных направлениях. "МАУ" сообщают, что их общий объем авиаперевозок увеличился на 25% и, по словам президента авиакомпании Юрия Мирошникова, многие внутренние рейсы стали почти рентабельными. Это значит: загрузка "бортов" выросла до 45—50%. Чаще всего люди летают в Киев, Донецк и Крым. Конечно, большинству пока дорого выложить даже около 300 грн за билет между Киевом и Симферополем в эконом-классе, но возможность сэкономить до 40% от этой суммы есть. Для этого надо купить билет заранее, за 3—10 дней, либо принадлежать к одной из категорий людей, которые могут летать по социальному тарифу. Это пенсионеры, молодежь (до 25 лет), студенты (до 30 лет), военнослужащие срочной службы или семьи (не менее 3 чел. за один рейс). Ну а сейчас, когда летают мало, авиакомпании проводят различные акции, став участником которых, можно попасть в Донецк, Львов или Симферополь всего за 150 грн. — дешевле, чем стоит путешествие в спальном вагоне фирменного поезда.


АВИАСПРАВКА
На сегодняшня регулярные рейсы принимают аэропорты городов: Днепропетровск, Донецк, Запорожье, Ивано-Франковск, Киев, Луганск, Львов, Мариуполь, Одесса, Симферополь, Северодонецк, Ужгород, Харьков, Черновцы. Большинство авиапарка составляют самолеты Ан-24. Кроме них летают также Як-40, Як-42, Ту-134, Ан-148, Боинг-737 различных модификаций и несколько различных машин зарубежного производства.
Социальные тарифы: специальные, более низкие по сравнению с обычными, цены на авиабилеты для людей старше 60 лет, семей (минимум 3 чел.), молодежи (12—25 лет), студентов (до 30 лет), военнослужащих срочной службы. Стоимость билетов в этих случаях по сравнению с аналогичными билетами в экономическом классе ниже на 25—40%.
Бизнес-класс дороже экономического на 200—400%, в зависимости от того, когда был куплен билет в эконом-класс: в день вылета или за 3—10 дней до него.


ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Учитывая, что авиаперелеты по Украине длятся не более 1,5—2 часов, путешествие даже в более дешевом, экономическом классе не будет утомительным.
Если вы возьмете билет за 3—10 дней до вылета, стоимость вояжа окажется соизмеримой с поездкой по железной дороге в спальном вагоне (с учетом расходов на постель и питание в пути).
Выгоднее брать билеты сразу в два конца и лететь всей семьей — это дает существенные скидки: до 25%.
Когда вы куда-то срочно летите в "не сезон", поинтересуйтесь, нет ли специальных цен на интересующее вас направление.