1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №24 (1966) за 02.02.2005

ВИКТЮК: "НЕВОЗВРАЩЕНЦА" НУРИЕВА В СССР ОСУДИЛИ НА 7 ЛЕТ ЛАГЕРЕЙ "ЗА ИЗМЕНУ РОДИНЕ"

Новый спектакль Романа Виктюка "Нездешний сад" — первую в мире постановку, посвященную Рудольфу Нуриеву, легендарному танцовщику, побег которого из СССР на Запад стал политическим скандалом в 60-х, мы увидим 19 февраля.

Предвкушая предстоящие украинские гастроли, Виктюк в эксклюзивном интервью "Сегодня" признался, что на этот раз испытывает особенно позитивные эмоции: "Я очень рад, что мы сейчас едем в Киев. Мы — первая ласточка после того, как в Украине наступил мир". А потом рассказал несколько историй о трудностях при создании "Нездешнего сада" и своем общении с Рудольфом Нуриевым, которого знал лично. В начале 90-х, незадолго до смерти танцовщика, Виктюк приезжал к нему во Флоренцию, где и пообещал тогда уже смертельно больному Нуриеву, что когда-нибудь обязательно поставит спектакль, посвященный ему.

— Неужели в мире до сих пор не было ни единой театральной постановки о Нуриеве?

— Нет, нигде еще не было ничего подобного. Правда, была одна балетная постановка в Москве, но это уже после нас. Они осмелились танцевать партии Нуриева, но это невозможно, потому что повторить его нельзя.

— Вы знали Нуриева лично: его образ в постановке соткан по вашим личным воспоминаниям, или использовались дополнительные материалы, видеозаписи?

— Ну, думаю, все вместе — это и воспоминания, и уникальные кадры видеохроники. Вообще, воссоздать форму души Нуриева — это самое сложное и самое непостижимое. Но, к счастью, Дима Бозин (исполнитель главной роли. — Авт.) — тоже частица моей души, поэтому произошло чудо, когда постичь и выразить форму удается невероятно тонко и духовно. Это в сегодняшнем театре очень редкое явление. Я считаю, что Бозин — один из тех, кто на сцене может воссоздавать дух человека. Не душу, потому что душа — это психологический язык, а вот дух — это что-то неуловимое. Тот свет, который был в Нуриеве, есть и в Диме.

— Как вы познакомились с Нуриевым? В каком году это произошло?

— Я никогда не запоминаю дат, но помню, что знакомство наше состоялось в Сан-Франциско. Там, где живет Наташа Макарова (советская балерина-"невозвращенка". — Авт. ). Он тоже был там, и там же мы впервые встретились. Дело в том, что у нас с Наташей Макаровой были планы поставить пьесу Лопе де Вега "Учитель танцев", где учителя танцев должен был играть Рудольф Нуриев. Вот так и произошло наше знакомство. Потом изменились политические конъюнктуры, и была возможность, чтобы они приехали в СССР, хотя, например, Наташа очень боялась и постоянно думала о том, что КГБ ее поймает и будет суд над ней. Она даже себе это очень четко представляла, так же как и Нуриев, и судимость с него не снята до сегодняшнего дня. Ему присудили 7 лет лагерей.

— За измену Родине? Ведь так это тогда формулировалось?

— Ну, конечно. Он же сбежал и "предал" Родину.

— Амнистии не было до сегодняшнего дня?

— До сегодняшнего дня это не аннулировано..

— Идея постановки родилась после прощальной встречи с Рудольфом?

— На последнем его спектакле, который я видел во Флоренции, он танцевал по Гоголю "Шинель" уже с молодежной итальянской труппой, а я делал в Италии постановку, и мой приезд туда совпал с его гастролями. После спектакля я к нему пришел и, уходя, обещал, что когда-нибудь поставлю о нем спектакль. Конечно, о болезни и уходе из этого мира разговора не было, но он очень внимательно на меня смотрел и, хотя обычно ерничал и шутил, в тот момент он просто молчал. Я думаю, что Рудольф очень этого хотел. Я в этом даже не сомневаюсь. Это была наша с ним последняя встреча.

— Каким вам запомнился Рудольф, и похож ли на него герой спектакля в исполнении Дмитрия Бозина?

— Ну, знаете, сколько уже люди это пытаются выразить? Это немыслимо совершенно, потому что он — тайна. Он — сфинкс. Он — загадка. И бессмысленно расходовать слова, чтобы попытаться составить его робот душевный или внешний — это невозможно. Просто нужно знать, что это вот такой осколок таланта, ума и сердечности, Богом отправленный нам с неба. И нужно только поражаться, что в мире промелькнула вот такая комета, данная нам для того, чтобы поверить в то, что существует высший разум.

— Во время работы над постановкой происходили какие-нибудь необъяснимые, мистические вещи?

— Да, запомнился случай, когда я попросил фонд Нуриева в Чикаго и Париже прислать нам его видеозаписи, доселе неизвестные. Они прислали в Ленинград, в хореографическое училище, и когда я приехал, директор училища сказал мне, что случилась трагедия, и помещение музея училища, где они держали коробки с моими пленками, сгорело в результате пожара. Там был один пепел, и они даже боялись открывать эту комнату. Но я все-таки настоял и попросил открыть. Когда мы вошли, там действительно все было черным-черно. Я спросил, в какой стороне комнаты была коробка, и когда мы подошли и разгребли пепел — наша коробка оказалась цела. Даже огонь ее не тронул. И эти материалы есть в спектакле, но я не хочу пока рассказывать, как именно мы их использовали, потому что будет понятно построение спектакля. Это художественная ткань, возникающая тогда, когда без этого обойтись нельзя, когда в воздухе уже витает душа Рудика.

— У вас сохранились личные вещи, связанные с Нуриевым?

— Как-то он прислал мне программку, когда в "Метрополитене" дирижировал оркестром — это последнее, что я от него получил. Тогда он перестал танцевать, но верил, что недуг свой сумеет преодолеть, начав новую ветвь творчества. И эта энергия пересилит болезнь. Он стал учиться дирижированию. И вот с этого спектакля он мне прислал программку. А после этого он вскоре умер.

— Что для вас в сценическом оформлении "Нездешнего сада" — наиболее яркий символ спектакля?

— Балетный станок. Но если балетный станок обычно в зале, по краям комнаты стоит, где происходят занятия, то в спектакле он в форме Земли, земного шара. Он — самое главное действующее лицо.


КСТАТИ
Как сообщил "Сегодня" промоутер Романа Виктюка Михаил Бондаренко, в Украине "Нездешний сад" смогут посмотреть театралы Днепропетровска (11 февраля), Севастополя (12 февраля), Симферополя (13 февраля), Харькова (14 февраля), Львова (16 февраля), Одессы (18 февраля), и Киева (19 февраля).
Российская премьера "Нездешнего сада" прошла 4-го января 2004 года, а ближе к лету постановку увидят в США.