1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №25 (1967) за 03.02.2005

ЖЕРТВЫ КИЕВСКИХ ДОРОГ

Трагедия произошла в прошедший вторник на улице Жукова: по дороге в школу под колесами автомобиля погиб девятилетний мальчик. Наезд был совершен в районе пешеходного перехода... В нынешнем году это первый случай гибели ребенка под колесами авто. В одиннадцати других — дети получили серьезные травмы. Увеличению количества ДТП, в том числе с участием маленьких пешеходов, по мнению ГАИ, способствует несовершенство дорожного законодательства, а также отсутствие должных полномочий у инспекторов.

ПОЧЕМУ НА ДОРОГАХ ГИБНУТ ЛЮДИ?

В прошлом году в Киеве зафиксировано 3181 дорожно-транспортное происшествие, что почти на 9 % больше, чем в 2003 году. Казалось бы, что такое девять процентов? Но за сухой статистикой стоят человеческие трагедии. Результат 2004 года: 324 человека погибли, 3681 ранены. Из них 7 и 284 соответственно — детки... В более 70 % ДТП дети получают травмы во время перехода улиц. Следует отметить, что за последние три года, несмотря на рост количества ДТП, аварий по вине маленьких пешеходов становится все меньше. В большинстве зарегистрированных автослучаев вина лежит на водителях: не были внимательны, слишком быстро ехали, а то и вовсе крутили баранку в пьяном состоянии. А наказание за это, скажем прямо, несерьезное. Как же быть? С этим вопросом мы обратились к замначальника Главка столичной милиции полковнику милиции Виталию Ошовскому.

— За время, прошедшее с момента принятия в 2001 году изменений к Административному Кодексу Украины, когда были снижены размеры штрафных санкций, а определение ответственности стало привилегией судебных органов, уровень безопасности на дорогах страны заметно снизился, — рассказал Виталий Иванович. — Регистрируется больше аварий и пострадавших в них людей. Такой пример: ответственность за превышение скорости до 20 км/час, согласно изменениям, отменена. Получается, что по оживленным городским магистралям можно безнаказанно ехать со скоростью 80 км/час. А ведь в прошлом году количество ДТП из-за превышения безопасной скорости возросло более, чем в два раза по сравнению с 2003 годом.

Внося в 2001 году поправки в админкодекс, законодатели посчитали, что это будет способствовать уменьшению взяточничества на дорогах. Хотели как лучше, а получилось...

— Существуют рейтинги структур, где больше всего распространено взяточничество, — продолжает наш собеседник. — Так ГАИ в этих рейтингах — на первых местах. Но у нас, к сожалению, практически нет фактов, свидетельствующих о том, что инспектор вымогал взятку. Водитель сам предлагает деньги, когда знает, что нарушил правила. Поэтому стремится дать 5—10 гривен инспектору вместо, скажем, 20 плюс время, потраченное на суд.

Не следует забывать, что зачастую ДТП способствуют пешеходы. В отличие от водителей, эта категория участников дорожного движения практически неуправляема. Судите сами. Сотрудник ГАИ вправе наказать пешехода, выписав штраф. Однако реально задействовать механизм наказания достаточно сложно. Для этого инспектору нужно отпустить провинившегося, чтобы тот сходил в сберкассу, оплатил штраф, а потом принес квитанцию. Или другой вариант: доставить нарушителя в райотдел, потратив несколько часов в ожидании, пока кто-то не внесет за нарушителя максимум 8 гривен, предусмотренных законом.

Механизм уплаты штрафа за годы независимости Украины менялся несколько раз. Наверняка, многие водители помнят неудобства и потерянное время в сберкассах и ГАИ, как и при оформлении протоколов за незначительные нарушения. Поэтому и было принято решение о введении штрафных квитанций. Конечно же, это послужило поводом для обвинения ГАИ в левых заработках. Хотя тогда в конце смены инспектор отчитывался за каждый корешок квитанции.

ХОЧЕШЬ ЖАЛОВАТЬСЯ — ЗВОНИ ПО ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ

Что касается недобросовестных инспекторов, то Виталий Ошовский назвал такие цифры. В 2004 году было проведено почти 1300 негласных проверок работы практически всех подразделений ГАИ. В результате выявлены более 1500 различных недостатков, среди которых, кроме грубости и нетактичного поведения, действительно были случаи присвоения денег. К ответственности привлекли около 300 сотрудников ГАИ, а некоторых и вовсе лишили погон. Кстати, о проблемах в общении с работниками Госавтоинспекции можно пожаловаться по телефону доверия: 213-70-64.

— Сейчас все наши сотрудники строго предупреждены: беспричинные остановки машин недопустимы, — подчеркнул Виталий Иванович. — Если же вас остановил инспектор, то наверняка есть на то основания: похожая машина находится в ориентировке по угону или ДТП, под арестом по решению суда и так далее. Не исключено, что водитель просто забыл пристегнуть ремни. В любом случае законопослушным гражданам по поводу остановки волноваться не стоит.

Как заметил замначальника столичной милиции, может показаться, что Госавтоинспекция уж больно переживает за утраченные в 2001 году полномочия. Но что делать, когда у нее практически не осталось действенных рычагов влияния на недисциплинированных водителей или пешеходов?

— Прежде всего мы переживаем за безопасность и порядок на дорогах, потому что с нас за это и спрашивают, — объяснил Виталий Ошовский. — Вот и ходатайствуем за изменение действующей системы административных наказаний за нарушение ПДД. Мы убедились, что столь либеральное законодательство эффективно действует только тогда, когда и водители, и пешеходы осознают, насколько важно неукоснительно соблюдать правила дорожного движения.

МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КТО СЛАБЕЕ

Никто не застрахован от случайностей. Даже если вы осторожный водитель. Бывает так: двигались с допустимой сткоростью, не нарушая правил, но тут свет фар выхватывает из темноты невесть откуда взявшегося пешехода... Чаще всего жертвами ДТП оказываются дети в возрасте 6-9 лет и старики, чье поведение одинаково непредсказуемо. Водителю, возможно, и не придется отвечать по закону, но как жить дальше, если на совести — невольно убиенный или покалеченный человек?

Правила не предписывают автомобилистам быть постоянно в напряженном ожидании опрометчивых поступков со стороны пешеходов. И тем не менее, если последние не могут адекватно реагировать на ситуацию, ответственность за их жизнь и здоровье должны взять на себя водители. Хотя бы потому, что пешеход по сравнению с автомобилистом совершенно беззащитен. Посему водителю всегда следует помнить, что:

Даже если ребенок смотрит на машину, это вовсе не значит, что он ее видит. Увлеченный своими мыслями, внутренними переживания, он часто не замечает приближающийся автомобиль.
В переходном возрасте другая проблема: снижено чувство опасности. Подросток уверен: то, что случается с другими, с ним не произойдет. И не глядя по сторона, бесстрашно выходит на дорогу.
Малыши дошкольного возраста вообще не воспринимают машину, как угрозу: они еще не знают, что такое боль и смерть. Какой-нибудь мяч для них гораздо важнее жизни и здоровья. Отсюда правило: если на дорогу выкатился мяч — жди ребенка.
Взрослый, сбитый машиной, получает "бамперный перелом" — перелом голени. Детям же удар приходится в живот, грудную клетку. Затем, отлетев, ребенок ударяется об асфальт или дорожный бордюр. В результате тяжелое сочетание повреждений: травма черепа, разрывы внутренних органов, переломы. Чем выше скорость автомобиля, тем сильнее удар и серьезнее последствия.


Виталий Ошовский, замначальника столичной милиции
Мы убедились, что столь либеральное законодательство эффективно действует только тогда, когда и водители, и пешеходы осознают, насколько важно неукоснительно соблюдать правила дорожного движения.


ОПАСНЫЕ МЕСТА КИЕВА
Самые опасные места города, где чаще всего происходят ДТП: перекресток улиц Драйзера и Бальзака, район Жулянского путепровода на Большой Окружной дороге, перекресток улицы Зодчих и Окружной дороги, пересечение улиц Черновола — Рыбалко, Драйзера — Закревского, Бальзака — Сабурова. Всего в городе зарегистрированы 130 мест, где в прошлом году совершены три и больше ДТП с потерпевшими. Всего там произошло 490 аварий, в которых погиб 41 человек, а 564 получили травмы. Самое опасное время: между 18 и 22 часами. Каждое четвертое ДТП происходит в этот промежуток времени. Самые неблагоприятные дни: четверг и пятница. Именно в эти дни случается каждое третье ДТП.