1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №25 (1967) за 03.02.2005

МОБИЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ — В ТЕСНОТЕ, ИХ АБОНЕНТЫ — НЕ В ОБИДЕ

То ни гроша, то сразу алтын, — говорит в таких случаях народная мудрость. Долгие годы мы выбирали лишь из двух крупных операторов мобильной связи — "Киевстара" и "Украинской мобильной связи" (УМС), а теперь еще сразу двое заявили о намерении побороться на верхних этажах данного рынка. Специалисты утверждают, что потребитель выиграет: тарифы на разговоры будут снижаться.

ТРЕТЬИМ — БУДУ!

Отечественная компания "Цифровая сотовая связь Украины" (торговая марка DCC) в конце 2003-го заявила об амбициозных планах создания совместно с турецкой "Туркселл" сети сотовой связи национального масштаба. Свершилось: позавчера журналистам представили новосозданного оператора "Астелит" (бренд life:), в котором турецкой компании принадлежит 51% акций, украинской "Систем Кэпитал Менеджмент" — 49%. В первые 2 года инвестиции достигнут $300 млн: новичок намерен стать не просто одним из трех ведущих операторов, а — первым. Главный исполнительный директор "Астелит" Ахмет Танйу: "Наша цель — стать лидером рынка, которого предпочтут большинство абонентов". В борьбе за клиентов компания использует низкие тарифы, возможность перехода с предоплаченного обслуживания на контрактное без изменения номера телефона и даже бонусы за входящие звонки. Сеть уже действует в Киеве, Харькове, Донецке, Днепропетровске, Одессе, Львове и Симферополе, а к концу 2005-го покроет все крупнейшие города и автострады страны.

А вчера председатель правления ПриватБанка Александр Дубилет презентовал виртульного оператора PRIVAT:MOBILE, также претендендующего на роль всеукраинского и уже начавшего оказывать услуги, используя технические возможности оператора "Украинские радиосистемы", во всех областных центрах, Симферополе, Севастополе, Трускавце и Кривом Роге. До конца года компания расширит покрытие во всех регионах и на основных автомагистралях. Интересно, что этот оператор, как и "Астелит", предлагает ряд абсолютно новых услуг: отсутствие платы за соединение, автоматические SMS-ки о пропущенных звонках, когда телефон был отключен и даже возможность говорить в кредит.

ЦЕНЫ СНИЗЯТСЯ

А как, по мнению экспертов, появление новых игроков скажется на развитии рынка и, главное, стоимости услуг? Андрей Колодюк, президент Фонда "Информационное Общество Украины": "Развитие ситуации, исходя из появления двух новых операторов, позиционирующих себя как национальных, будет зависеть от стратегий, которые они будут реализовывать. Думаю, им стоит обратить внимание на те услуги и виды сервиса, которые еще не предоставляются другими операторами. Еще одна важная особенность: наиболее перспективна долгосрочная инвестиционная стратегия привлечения клиентов из регионов, которые на сегодня остались без покрытия, а также партнерство с дилерами, которые помогут реализовать эту стратегию".

Ярина Ключковская, директор департамента внешних связей компании УМС, в целом разделяет эту точку зрения: "Сегодня мобильная связь развивается в основном за счет покрытия небольших городов и сел. В Украине сейчас ею пользуется около трети населения, а во многих странах Западной Европы этот показатель превышает 100% — многие являются абонентами нескольких операторов. Ясно, что главная задача успешного развития компаний — увеличивать уровень проникновения мобильной связи. Поэтому новые операторы, очевидно, будут вкладывать в развитие сети, и от готовности инвестировать значительные средства зависит их успех. Насколько он будет результативен, мы увидим и на своих клиентах, но не думаем, что это приведет к большому оттоку наших абонентов. Мы приветствуем активизацию конкуренции, свидетельствующей, что мобильная связь становится общедоступной. Как и любая услуга, рассчитанная на массового потребителя, сотовая связь дешевеет; тарифы будут снижаться и впредь, независимо от того, поднимутся ли новые операторы до уровня национальных".

"Мы приветствуем появление новых крупных игроков — комментирует руководитель департамента по корпоративным связям компании "Киевстар" Жанна Ревнова. — Очевидно, это приведет к повышению конкуренции, а значит — улучшению условий получения услуг для абонентов. Само по себе появление новых операторов не будет определяющим в удешевлении мобильной связи, снижение тарифов прежде всего обусловливает появление новых услуг, экономичных пакетов. Мобильня связь — "товар" очень специфический, выбор потребителя здесь совершается не только на основании цены, но и исходя из тех возможностей, предоставляемых операторами: широты покрытия в Украине, возможностей роуминга на территории других стран и т. д. Чтобы стать конкурентоспособными, претендентам на статус национальной компании придется развивать не только технические сети, но и сеть дистрибьюции, на это нужны солидные капиталовложения и время, а мы ведь тоже не будем стоять на месте. Согласно теории бизнес-лидерства, завоевать и удерживать его гораздо дороже, чем занимать 2-ю или 3-ю позицию. Но мы готовы к конкуренции".

АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ — "ЗА"

Антимонопольный комитет Украины (АМК) осенью 2004-го заподозрил УМС и "Киевстар" в антиконкурентных действиях, попросту — в сговоре. Дескать, на это указывали похожие действия в установлении тарифов, параллельные акции по привлечению клиентов. Операторам удалось доказать, что их "похожесть" продиктована условиями борьбы на рынке. Тем не менее, реакцию председателя АМК Алексея Костусева предвидеть было нетрудно: "Для появления новых мощных игроков на рынке мобильной связи есть предпосылки: технические возможности, слабая насыщенность рынка — всего 29%. Если "Астелит" и "Украинские радиосистемы" смогут развернуть свои сети по всей Украине и предложить потребителям привлекательные условия обслуживания, то они имеюте шансы потеснить "Киевстар" и УМС. Появление новых операторов, безусловно, усилит конкуренцию, а от этого в первую очередь выиграет потребитель. Ведь новичкам надо будет побороться за свою часть рынка и своего пользователя. И тот из них, кто сможет предложить наиболее выгодные условия по более низким ценам, и будет иметь популярность на рынке".


ВЫГОДНОЕ ДЕЛО
В Украине сотовой связью пользуется около 14 млн человек, только за прошлый год число абонентов увеличилось в 1,5 раза.
В 2004-м доходы операторов мобильной связи выросли в 2,5 раза и впервые превысили суммарные доходы от городской, сельской, международной и междугородной связи (9,5 млрд грн. против 8,8 млрд). Словом, этот вид бизнеса стал особенно выгоден. Неудивительно, что государственный национальный оператор связи "Укртелеком" также стремится получить лицензию на предоставление услуг мобильной связи: это увеличит его стоимость во время грядущей приватизации.