1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №26 (1968) за 04.02.2005

БЕНЗИН ПОДОРОЖАЕТ НА ПЯТАК: ТРЕЙДЕРЫ ПЕРЕЛОЖАТ НАЛОГ НА НАС

Вслед за январским, пусть и символическим, удешевлением бензина и дизтоплива, грядет их февральское подорожание. Впрочем, по мнению экспертов, цены вырастут незначительно — на 5—7 копеек за литр.

НЕФТЬ ПОТЯНЕТ ГОРЮЧЕЕ ВВЕРХ

По данным Минэкономики, за январь розничные цены горючего снизились на 2—3 коп./л и в среднем по стране составили: А-95 — 2,91 грн., А-76 — 2,57 грн., дизтопливо — 2,74 грн. Вот вам обратно пропорциональная зависимость между благосостоянием арабских шейхов и ценами на стелах украинских АЗС: в декабре нефть в мире (и, естественно, в России — нашем главном поставщике) дешевела, наши нефтеперерабатывающие заводы запаслись "демократическим" сырьем и это благоприятно сказалось на конечной цене "горючки". Но в январе пошел обратный процесс, черное золото подскочило в цене на 15—20%, до $42—47 за баррель. Правда, с 1 февраля Россия снизила экспортную пошлину на нефть с рекордных $101 до 83 за тонну, исходя из мониторинга цен за предыдущие 2 месяца. А с января налог на добавленную стоимость взимается по принципу страны назначения, то есть 18% НДС с экспорта нефти не идет в российский бюджет, взамен 20% нефтетрейдеры должны перечислять в украинский. А как, по мнению экспертов, этот непростой пасьянс разложится для кошелька украинских автомобилистов?

"К сожалению, тенденция удешевления нефтепродуктов прекратилась, в феврале пойдет обратный процесс, — говорит исполнительный директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн. — Снижение экспортной пошлины, как и предыдущее ее повышение — это проблема взаимоотношений российских нефтекомпаний с правительством РФ и на цене поставляемой в Украину нефти не сказывается. А сказывается — рост мировых цен нефти, уже отразившийся на внутреннем рынке России и на стоимости поставок в Украину. Если в январе наши НПЗ закупали сырье по $205—210/т, то на февраль законтрактовали по $240—245, плюс на эту стоимость теперь ляжет 20% НДС; то есть суммарно нефть дорожает почти на 30%. С уходом с рынка так называемых компаний-"прокладок", обеспечивавших льготный импорт нефти, трейдеры задумываются о том, что налоги придется платить честно. Но отсюда — рост себестоимости и цены горючего: нефтекомпании опасаются, что правительство обвинит их в спекуляциях и начали договариваться с ним о правилах игры. Если считать линейно, подорожание в рознице может составить 5—6%, но я не думаю, что в феврале оно превысит 2—3%, т. е. 5—7 коп./литр: месячные запасы горючего на складах и все еще низкое потребление будут сдерживающим фактором".

"Причин для подорожания нет, — считает директор Научно-технического центра "Психея" Сергей Сапегин. — Нефтетрейдеры заявляют, что готовы честно платить налоги, но правительству придется разобраться, а как они работали до сих пор. Вообще, странные вещи творятся: с 27 января вдруг выросли цены на все виды горючего, причем одновременно — и в крупном опте, и в рознице, тогда как розница должна была отреагировать лишь через 3 недели. Экономическими факторами это не объяснишь, нефть еще не дорожала. Очевидно, это заблаговременное повышение в счет будущей уплаты налогов — нефтетрейдеры перекладывают эти расходы на карман потребителей, вместо того, чтобы снижать свою рентабельность. Печально также, что на этом рынке практически уничтожен мелкий и средний бизнес, который за счет импорта горючего из РФ и Прибалтики мог оперативно реагировать и сдерживать аппетиты крупных нефтетрейдеров. Это большой риск, когда обеспечение всей страны горючим зависит от единичных компаний. Вероятно, сейчас нефтетрейдеры будут просить у правительства поблажек, мотивируя мнимой убыточностью своей деятельности".

"МУЗЫКУ" ЗАКАЖЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Что ж, давайте послушаем прогнозы нефтекомпаний. "Старые правила игры уже не действуют, новые еще не известны: вероятно, правительство и участники рынка в течение 2 недель определят их, — говорит глава пресс-службы компании "ЛУКОЙЛ-Украина" Валерий Рясик. — Инициировать подорожание мы не будем, думаю, в феврале цены останутся стабильными".

"Если и будет рост цен в феврале, то не скачкообразный, на несколько копеек, — считает руководитель службы председателя правления АО "Укртатнафта" Сергей Биленький. — Дальнейшее развитие ситуации зависит от цены нефти и политики нового правительства".

Президент НК "Альянс-Украина" Петр Мирошников: "Следует предположить, что тенденция роста цен на нефть сохранится, соответственно, цены на нефтепродукты будут расти. Повышение будет несущественным, мы ожидаем, что на 3—4%. С нового года Россия прекратила взимать НДС при экспорте нефти в Украину, значит, сегодня российскому владельцу нефти теоретически безразлична страна назначения — дальнее зарубежье или Украина. Другими словами, если раньше мы зависели от колебаний внутреннего рынка России, то сейчас будем зависеть в первую очередь от колебаний на мировых рынках нефти.

Мы начали консультации с правительством, работаем над меморандумом, который определит основные параметры взаимодействия. Мы категорически против того, чтобы в него вносились какие-то конкретные ценовые параметры, меморандум должен определить намерения и обязательства сторон. Например, правительство берет на себя обязательство защищать национальных производителей от импортных нефтепродуктов, а нефтекомпании обязуются полностью обеспечить спрос Украины в горючем. Что касается влияния правительства на рынок, нам кажется, оно избирает наиболее оправданный метод управления этими процессами. То есть пытается сформировать базу аналитических данных о поведении рынка и понять, почему формируются такие цены. К примеру, есть ли сговор в цене или есть ли какая-то спекулятивная составляющая. У нефтяников намерения достаточно серьезные, поскольку 2004-й показал, что административное регулирование рынка приводит к очень серьезным отрицательным последствием как для самого рынка, так и для его участников".

Итак, не сегодня-завтра мы узнаем, о чем договорятся правительство и нефтетрейдеры. Главное, что волнует конечного потребителя — сумеет ли новый Кабмин заставить нефтетрейдеров платить налоги из своего, а не из нашего, кармана.