1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №27 (1969) за 05.02.2005

КАК МЫ СТРАХОВАЛИ "АВТОГРАЖДАНКУ"

— Эй, Панчоха, правда ли, что ты у нас — самый большой специалист в вопросах автострахования? — спросил меня наш фотокор Юрий Кузнецов, он же Кузя, любитель конфет с одноименным названием и ярый автомобилист.

— ...?

— Не подскажешь, где можно подешевле купить полис ОСАГО?

— Нет проблем, заодно будешь у меня "подопытным кроликом", я как раз собрался писать об этом!

А еще вчера Юра уверял, что обязательное страхование гражданско-правовой ответственности на случай ДТП, по-простому "автогражданка", — это деньги, выброшенные на ветер...

К нашему удивлению, мы оказались не единственными и, как нам объяснили, далеко не первыми клиентами страхкомпании, пришлось пережидать "очередь" из одного человека.

СТРАХОВКА ДЛЯ БЕДНЫХ

— Идет народ страховаться? — интересуюсь у принимающей нас начальника одного из управлений компании Анны Баклановой.

— Да, уже было около двух десятков человек, несмотря на то, что мы работаем по этому виду страхования только несколько дней, с момента получения бланков новых полисов..

И вот бланк полиса у нас в руках. Внешний вид этого документа, прямо скажем, не впечатляет. Желтоватая, тонкая, почти прозрачная бумага, не имеющая никаких видимых элементов защиты, нет даже водяных знаков. Разве что в левом верхнем углу отпечатаны пять зеленых букв: МТСБУ — логотип Моторного (транспортного) страхового бюро Украины, плюс имеется серия и номер. Такой бланк легко подделать даже на цветном принтере, не говоря уже о более серьезной технике. Да и разобраться с полисом простому человеку — задача нелегкая, ибо поясняющий текст на обороте не адаптирован для неподготовленого читателя.

— Что такое "третий тип" договора? — спрашивает у меня Юра.

— Это именно то, что тебе нужно, если хочешь сэкономить. Как говорится, "страховка для бедных", ведь тут четко определено, о каком автомобиле идет речь и кто будет им управлять. А если страховщикам все ясно, полис обойдется дешевле.

Анна Бакланова подтверждает мои слова:

— Действительно, договоры третьего типа наиболее приемлемы для физических лиц, у которых круг тех, кому они могут доверить свой автомобиль, ограничен ими и их близкими, числом не более пяти человек, включая страхователя машины. Взгляните: в этой графе полиса должны быть указаны не только фамилии этих людей, но и данные их водительских "прав", в том числе стаж за рулем, то есть они идентифицированы. Если же вы хотите застраховать ответственность по первому типу, то есть полис "безымянный", в нем только указано, какого автомобиля он касается, придется заплатить больше. Объяснение простое: страхкомпания не знает, сколько людей будут управлять этой машиной, каков их водительский опыт, поэтому риск, что они могут оказаться виновными в ДТП, увеличивается. Такой договор более удобен и для организаций, в которых водители могут меняться, в этом случае полис переоформлять не надо. Ну и договор второго типа не касается конкретного авто и выгоден, в частности, тем, у кого несколько машин, даже если они разных категорий: мотоциклы, легковые, грузовые.

БОНУС-МАЛУС "ПО ПЕРВОЕ ЧИСЛО"

Начинаем оформлять полис. Юра прислушался к моему совету, решив выбрать самый дешевый вариант и страховать ответственность по третьему типу договора, причем только свою. Г-жа Бакланова попросила его предъявить "права", технический паспорт на машину, свой паспорт и идентификационный код. Наличие самого автомобиля в данном случае страховщикам не нужно, потому что страхуется не "железо", а ответственность человека, им управляющего, за ущерб, нанесенный им третьим лицам.

— На какой срок будете страховать? Год? Правильно, что на максимальный срок, ведь надо учитывать не то, сколько сэкономите денег, а как часто пользуетесь машиной. Если ездите только в теплое время года — страхуйтесь на 6 месяцев, но заплатите не половину годичной суммы, а 70%. Минимальный срок страховки — 15 дней, но смысл ее — разве что техосмотр пройти... Льгот, у вас, наверное, нет, вы ведь не пенсионер?

— Тьфу-тьфу, и не инвалид! — здоровяк Юра, бывший десантник, стучит по столу. — Лучше быть молодым, здоровым и богатым, чем платить вдвое меньше за страховку, как пенсионер или инвалид II группы. (Это я его по дороге "просветил", в ответ на вопрос: может, ему льготы какие положены? — Авт.).

Первый этап — заполнение анкеты. В нее вносятся данные как о машине, так и о ее владельце, чтобы можно было рассчитать величину страхового платежа, который определяется как произведение базового платежа (291,49 грн.) на поправочные коэффициенты. Небольшой объем двигателя у Опель "Астра" (1600 куб. см) сразу снижает сумму на 29%. Но так как машина зарегистрирована в Киеве, где движение интенсивное, то повышающий коэффициент, равный 1,8, вмиг увеличивает стоимость полиса до 372,52 грн.

К счастью, эта цифра окончательная, ведь коллега за рулем уже 20 лет и имеет право на то, чтобы показатель учета водительского мастерства был равен 0,9—1, а не 1,2—1,5, как для новичков. Юрик облегченно вздыхает, ибо я его стращал, что придется выложить минимум сотню баксов. Но если бы киевскую машину с таким же литражом страховал я, то, учитывая нулевой водительский опыт, мне пришлось бы уплатить 558 грн.

Прошло четверть часа — и документ готов.

— Почему "1", а не "0,9" за водительский стаж? — обращаюсь к Анне Баклановой.

— Законом предусмотрены такие коэффициенты, мы их и применяем. Для автомобилей с двигателем более мощным, чем 1,6 л, берем нижнюю границу "вилки".

— А как насчет бонус-малуса? — щеголяю "прикольным" термином из закона, обозначающим при последующем страховании призовые скидки за безаварийную езду в течение срока действия полиса.

— Приходите за бонус-малусом через годик, — улыбается Анна Борисовна. — Если будет ваш коллега аккуратно ездить, выпишем ему "и бонус, и малус".

— Пожалуйста, "по первое число", — добавляет "виновник торжества".


СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР
Заключать договор об ОСАГО лучше с крупной компанией, давно работающей на рынке страхования автогражданской ответственности.
Обязательно поинтересуйтесь, какова по Украине сеть филиалов страховщика, куда обращаться в случае вашей вины в ДТП.
Внимательно изучите полис в части прав и обязанностей сторон, обращая внимание на такие тонкости, как сроки, объем и порядок подачи документов при наступлении страхового случая.
Помните, что страхкомпания имеет право провести собственное расследование ДТП. Оно может продолжаться сколь угодно долго и пока не закончится, денег потерпевшему не выплатят.


ДОГОВОР ДОГОВОРУ РОЗНЬ
Существуют три типа договоров автострахования:
первый — указана одна машина и все лица, допущенные к ее управлению на законном основании;
второй — одно лицо, которое может управлять всеми типами автомобилей, на которые распространяется его водительское удостоверение;
третий — машина одна, а страхователь указывает фамилии нескольких лиц (максимум пять, включая себя), допущенных к управлению ею.