1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №30 (1972) за 09.02.2005

БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ — "КЛУБНОГО" И КРЕДИТА — ДЕШЕВОГО

Уже изрядно надоело удивляться наивности иных соотечественников, упрямо стремящихся к вожделенной "халяве", невзирая на богатый опыт масштабного "разведения" граждан. Но надо отдать должное и мошенникам, придумывающим все новые схемы выкачивания денежек. Как рассказал "Сегодня" руководитель юридического сектора Киевского управления по защите прав потребителей Михаил Фролов, последнее время часто приходится сталкиваться со махинациями, напоминающими по принципу построения кредитные союзы. Однако настоящими займами там и не пахнет.

"КРЕДИТ ПОД 1,7%? ТАКОГО НЕ БЫВАЕТ!"

Скажете вы и ошибетесь. Нам позвонила читательница и сообщила, что на таких условиях предлагает киевлянам займы некая финансовая структура, "отделения" коей размещаются в полупустых институтах и подвальных помещениях. Якобы можно взять до 100 тыс. грн. под 1,7% годовых. Но сумму обещают через несколько месяцев, а 7% оной уплати сразу в качестве "комиссионных". Причем договор на вынос дают только после его подписания. Неудивительно, если через те самые несколько месяцев вы ни кредита не получите, ни "комиссионных" не вернете.

Подобно же "предприятие", назвавшее себя кредитным союзом, появилось недавно в Кировограде. Там якобы дают займы для приобретения жилья на оч-чень выгодных условиях. Понятно, что желающие нашлись, и только став членом структуры, люди потихоньку начинали разбираться в уставе, который, впрочем, был описан в договоре. А там предусмотрено несколько этапов. Первый — накопительный: человек должен в несколько приемов внести немалые деньги, потом — этап формирования группы: клиенту присваивают номер, а в группе должно быть... 200 членов — попробуй, набери. Затем — переходный этап (распределение очереди), и только потом — кредитный. Кстати, в договоре сказано, что цель союза — взаимное кредитование. "Это сколько же придется ждать?" — прозревает человек. И начинает помышлять о побеге. Однако в договоре "забито", что в случае выхода из союза взнос не возвращается, а это почти 3 тыс. грн... То есть, на поверку структура оказалась обыкновенной пирамидой, которая в любой момент может рухнуть.

"ПРОКАТЯТ" С ВЕТЕРКОМ

Аналогичные проблемы ждут желающих приобрести автомобиль в некоей клубной структуре. В рекламе говорится, что это покупка в кредит, хотя кредитом там и не пахнет. Ведь кредит предусматривает получение товара с выплатой полной стоимости по частям, а до того собственником товара является кредитор. Здесь же идет накопление денег путем формирования групп, а получение вожделенного авто предусматривается путем набора максимального количества баллов на аукционах. Причем условия расторжения договора очень жесткие, а документы настолько хорошо юридически составлены, что оспаривать будет нечего. Если клиент одумается и решит выйти из игры, он потеряет минимум 2—3 тыс. грн., а ту компенсацию, которую "клуб" соглашается вернуть, придется ждать до полугода: в договоре сказано, что выплата возможна только после распада группы, а она может и не распасться...

"Потом люди пишут жалобы в Кабмин, в МВД и к нам, — говорит М. Фролов. — Куда проще и надежнее обратиться в банк и под залог товара, который хотите приобрести, одолжить деньги и сразу пользоваться покупкой. Единственное, что до погашения кредита ее собственником являетесь не вы, а банк".

ЗА ТОГО ПАРНЯ

Клиентов ловят на улице и выуживают у них телефон под сладкие посулы замечательного приза. Потом звонят и сообщают: именно вы выиграли отдых на Канарских островах, быстрее приходите. В ходе "раскрутки" человеку дают подписать договор, где сказано, что после внесения вступительного взноса ему будет забронирован 2-, 3- или 4-местный номер на знаменитом острове Тенерифе. В эйфории от будущего захватывающего (а главное — почти дармового!) путешествия человек мчится домой, берет деньги, подписывает бумаги, и — становится участником системы клубного отдыха. И только тогда выясняется, что номер ему действительно забронируют, но в течение 2-х лет и после уплаты дополнительно немалой суммы. Дальше — больше: выясняется, что и все остальные расходы (визы, стоимость путевки, дорогу) ему придется оплатить самому. Его "осеняет": за что же я заплатил деньги, если поехать все равно не смогу? Требует расторгнуть договор, но тут оказывается, что взнос не возвращается.

Система клубных покупок имеет право на существование, ибо некоторые и машины получают, и на Канарах отдыхают. Однако удовольствие сие — только для состоятельной публики, которая без проблем сможет оплатить "накладные" расходы, о которых скромно умалчивается при заключении договора. А простым смертным лучше в это не ввязываться. По словам М. Фролова, было буквально несколько случаев, когда люди выиграли суд и вернули деньги, остальные остались ни с чем.