1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №31 (1973) за 10.02.2005

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АПТЕК ВОСПИТАЮТ... СОВЕТСКИМИ ПЛАКАТАМИ

Когда "подскакивает" температура, из носа течет, от кашля тяжело дышать, народ, поддаваясь воздействию рекламы, покупает таблетки и микстуры. Однако болезнь затягивается и "сами себе доктора" справляются об антибиотиках уже у фармацевта... А ведь даже самый опытный провизор не может точно определить ваше заболевание и посоветовать нужное средство.

— Безопасных лекарств не бывает, — авторитетно заявил на круглом столе, посвященном вопросу медицинской информированности потребителя, медицинский директор Представительства "Берингер Ингельхайм" в Украине Михаил Аристов. — Иногда даже одна таблетка, выпитая не по назначению, может принести вреда больше, чем неправильное хирургическое вмешательство. Например, маленький ребенок кашляет. Родители купят ему, по совету друзей, отхаркивающее средство. Но друзья ведь не учитывают, что малыш плюс ко всему плохо кушает. И чудо-средство может испортить его слабый желудок. В таких случаях обращение к врачу неизбежно: приходится лечить не только кашель...

У нас в стране, самый авторитетный советчик по выбору лекарств остается... провизор или попросту продавец в аптеке. Но он никогда не заменит консультацию настоящего врача. В России сейчас пробуют ввести программу, согласно которой в каждой аптеке будет работать доктор-консультант. В принципе, считают специалисты, это хорошо, однако гендиректор Центра независимых потребительских экспертиз "Тест" Валентин Безрукий — против такой методики.

— Придет в аптеку бабушка со своими болячками, — говорит Валентин Аркадиевич.— Аптечный врач-консультант поговорит с ней и подскажет лекарство. Но он же не видит ее анализы, он же не наблюдал годами за ее здоровьем. Поэтому, я считаю, что такой метод не эффективен.

Как же тогда проинформировать больного, занимающегося самолечением? Например, ВОЗ предложила некоторым странам ввести курсы медицинского потребителя. Они действует в Индонезии. Людям рассказывают, как найти на упаковке название активного вещества лекарства, как правильно сопоставить цену и качество. Все это только основы выбора таблеток, но людям надо знать намного больше. Участники круглого стола советуют, покупая препарат, выяснять, оригинал это или генерик. Никто не спорит, что генерики — препараты полностью по действию повторяющие оригинал, но выпущенные другой фирмой, дешевле. Но эффективность и безопасность большинства из них не подтверждены документально. Ведь данные качества оригинала переносить на его копию нельзя. На рынке Украины генерики занимают 90% всех лекарственных средств, в то время как Европа и США предпочитают все-таки оригиналы.

Еще покупатель может и имеет полное право спросить сертификат качества, чтоб убедиться имеет ли препарат международный стандарт GMP. А говорить о том, чтобы потребитель читал инструкции перед употреблением — повторять просто смешно, но, тем не менее, надо повторять снова и снова. Бурю негативных эмоций у заведующей аптеки N5 сети "Красота здоровья" Юлии Скибы вызвал вопрос журналистов о отсутствии в некоторых препаратах инструкций. Ведь действительно, иногда, открывая упаковку таблеток, мы не находим там информационного листа. А если он там и есть, то написан таким шрифтом, что не то что пожилому человеку прочесть трудно, но и здоровая молодежь изучает противопоказания под лупой. По словам Юлии Игоревны, такого быть не может!

Время круглого стола подходило к концу, а мы так и не поняли, как же они собираются информировать население? К примеру, Валентин Безрукий предложил: с помощью плакатов советских времен сообщать потребителю о правилах. Еще прозвучала мысль о новых правилах телевизионной рекламы, где было бы громко сказано: "Перед употреблением читайте инструкцию!" Но пока эти идеи лишь на словах и воплотить их никто не берется.

Сложилось впечатление, что некоторые участники круглого стола никогда не сталкиваются с лекарствами. Не слышали они и о такой практике, когда доктор назначает лекарство определенного производителя, еще и на именном бланке. Мол, купите таблеточки там-то и от меня обязательно привет передайте. Жаль, что не слышали, ведь подобные "приветы" — сплошь и рядом. В общем, непонятно, зачем собирали журналистов — обсуждали то, что давно известно. Тем более, что конкретных действий так никто и не предложил.