1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №31 (1973) за 10.02.2005

НОЧЬ НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ

Чтобы найти на территории Киевской городской психоневрологической больницы выставку "Ночь на детской площадке", нужно постараться. А также познакомиться с "кирилловскими аборигенами" — больничными пациентами, которые обязательно расскажут, что у вас хорошая шапочка, попросят двадцать копеек и проводят долгим блуждающим взглядом. Но это лишь тест на вхождение в зону отчуждения, который просто нужно пройти. В глубине дворов найти Центр медико-социальной реабилитации уже не составит труда. А сотрудники галереи "Касталия" любезно покажут вам не только рисунки ребят из детского отделения реабилитации Киевской психоневрологической больницы, но и познакомят с уникальными людьми здешней арт-мастерской.

РЕЗУЛЬТАТ ШАБЛОННОГО ОБУЧЕНИЯ

"Ночь на детской площадке" — название для выставки, по меньшей мере, странное, думала я, рассматривая картину из неправильных многоугольников, обведенных жирным красным контуром, и тонкой синей полоски неба.

— Для Насти Михайлик, 12-летней воспитанницы интерната, эта картина — настоящий успех, — подсказывает арт-терапевт Татьяна Панибудьласка. — Она впервые изобразила свое уникальное видение.

— Почему же ночь? — не унималась я.

— Ночь символизирует глубинный страх смерти или потери. Рисуя то, что их пугает и тревожит, дети подсознательно избавляются от своих страхов.

— Эдакая борьба со злом?

— Ну, почти…

Оказывается, как правило, на предложение что-нибудь изобразить, дети из интернатов рисуют домики. Таких домиков у Татьяны скопились огромное количество. Она не знала, куда их девать.

— А потом поняла, что это просто результат обучения по шаблонам, — улыбается Татьяна. — У детей, которых учат по стандартам, как правило, очень мало впечатлений. Отмечается задержка психического развития, разнообразные нарушения, порожденные определенными строгими рамками. А если ребенка не выводить на готовые формы, он сам начнет выражать свои мысли и чувства, пускай даже беспорядочно. Он обязательно уловит что-то свое, создаст что-то оригинальное. Насте Михайлик это удалось, и она уже не хочет рисовать обычное дерево или дом. В честь каждой детской победы над стереотипами и страхами, мы и назвали свою выставку "Ночь на детской площадке".

ТЕРРИТОРИЯ ПОЛНОЙ СВОБОДЫ

Арт-терапевт Татьяна Панибудьласка работает в детском отделении психиатрической больницы волонтером. Ее небольшой кабинет, сотканный из рисунков, поделок, аппликаций, фонариков, игрушек, пластилиновых змей, — территория полной свободы. Здесь можно делать все, лишь бы помочь ребенку творчески самовыразиться. В этом, по мнению Татьяны, главная задача арт-терапии. Научившись выражать себя, ребенок сможет избавляться от своих страхов.

В этом самом кабинете и были созданы безымянные шедевры выставки "Ночь на детской площадке". Одна из юных художниц — 12-летняя Катюша все время говорила о себе "он" и запрещала называть девочкой. Когда ее попросили изобразить, что-нибудь на свой выбор, она молча нарисовала черную кошку. Спросили: "Что рисуешь?" — "Кошку". "А где она?" — "Не знаю". "Как она себя чувствует, как ей?" — "Ей нормально". Так и назвали рисунок "Кошка, которой нормально". Другой ребенок, на ту же самую просьбу нарисовал "Портрет директора" в виде черта с котлом. Так выяснилось, что у него проблемы в школе.

Арт-терапевты заметили интересную деталь. Мир животных в работах детей равноценен по своей загадочности, и маленький человек чувствует себя не царем, а сотоварищем по игре. Отсюда все эти разноцветные львы, полосатые коты, пятнистые коровы и серые ежики, представленные на многих рисунках. Детям настолько нравятся занятия, что они просятся прийти и через пять, десять лет. Звонят Татьяне и говорят: "У меня плохое состояние, так хочу это выплеснуть на большом ватмане!". Приходят и выплескивают.

ВСТРЕЧА НА ГЛУБИНЕ

Так отделение реабилитации приобрело свою душу и сердце. Общение с арт-терапевтом сравнивают со "встречей на глубине" — когда вы встретились с человеком на глубинном уровне и остались с ним навсегда. Именно это почувствовала заведующая отделением Наталия Прокопенко, когда Татьяна пришла к ней и сказала, что хочет работать.

"Что вам, великолепному археологу, делать в нашем скучном заведении, да еще и бесплатно? — вспоминает завотделением свой вопрос. — Но когда увидела, как при этом загорелись глаза собеседницы, все поняла без слов".

Поначалу Татьяна и Наталия принимали в арт-мастерскую только стационарных больных, но со временем в кабинет стали приходить и дети на амбулаторном лечении, а потом и их родители.

— Как-то одна мама привела дочку в надежде понять, почему та стала неуправляемой, — рассказывает Наталия Николаевна. — Детские капризы, слезы и непослушание — первые предвестники семейных конфликтов. И когда девочка стала рисовать, мы поразились. Она разделила бумагу на два половины и симметрично разместила там всех членов семьи, даже домашних животных. Маму — вправо, папу — влево и т.д. Как оказалось, проблема была в невнимании бабушки к одной из внучек. Более гротескного рисунка на эту ситуацию придумать сложно. Зато обычно после таких занятий родители смотрят на детей другими глазами.

А недавно ряды волонтеров детского отделения реабилитации пополнили художник-график Настя и психолог Богдан.

— Независимо от того, больны ли эти дети или просто зажаты определенными рамками, — говорит Настя, — все они, побывав на курсах арт-терапии, понимают, что есть лазейка, которая поможет им разобраться в себе.

ПОРА НАУЧИТЬСЯ УВАЖАТЬ МИР ДЕТЕЙ

Есть у выставки "Ночь на детской площадке" еще один непростой подтекст. "Нигде в мире нет детских психиатрических больниц, есть институты или центры реабилитации, — считает организатор выставки, директор благотворительного фонда "Касталия" Александр Миклевич. — Детям не место на территории взрослой психиатрической лечебницы. По законам психосоматики, они никогда не пересекаются в своем пространстве со взрослыми".

"Детское отделение реабилитации должно находиться в городе, в уютном доме с садом и двориком за забором, а не на этажах Кирилловской больницы, — продолжает заведующая отделением Наталия Прокопенко. — Недавно наблюдала, как в бывшее помещение детского сада вселили работников жэка. Я чуть не заплакала. Почему жэковцы сидят в роскошных помещениях, изначально предназначенных для детей? Да, территория Кирилловской церкви — это историческое место. Но пора уже научиться уважать и мир детей. А мы даже детскую площадку обносим высоким забором, чтобы не пробрались хулиганы и бомжи. И удивляемся, откуда у детей такие рисунки и такие названия "Ночь на детской площадке".