1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №33 (1975) за 12.02.2005

НА ВОКЗАЛЕ НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ ЛОВИЛА БАНДИТОВ И ИСКАЛА БОМБУ

Правду говорят, что каков попутчик попадается, такой будет и дорога. Садясь в поезд, нам, конечно же, меньше всего хочется столкнуться лицом к лицу с вонючим пьяницей, грубым хулиганом или того хуже — вагонным вором. От подобной неприятности, само собой разумеется, не застрахован никто. И очень много зависит от того, как будет вести себя сам пассажир (основные постулаты: не пить с незнакомцами, которые запросто могут подсыпать в стакан водки клофелин, не оставлять свои вещи без присмотра). Но все-таки хочется верить, что железнодорожная милиция строго охраняет наш покой и безопасность. По крайней мере, сама она так уверяет, более того, готова демонстрировать свое умение действовать в экстремальных ситуациях. Совсем недавно корреспондент "Сегодня" стала одной из участниц боевика, развернувшегося прямо на перроне центрального столичного вокзала.

На станции Шевченково в Черкасской области проводник, дежурящий в 5-м вагоне поезда "Севастополь — Киев", обратил внимание на двух пассажиров сомнительной наружности. Парни разговаривали между собой слишком живо, как для обычных пассажиров, нездорово поблескивали глазами, а один нечаянно "засветил" предмет, очень похожий на пистолет. Своими подозрениями проводник поделился с начальником поезда. Тот сразу же сообщил в дежурную часть УМВД Украины на Юго-Западной железной дороге. Немедленно был введен план "Гром".

В операции по задержанию первым был задействован так называемый наряд сопровождения — двое милиционеров, следящих за порядком в поезде, блокировали 6-й и 7-й вагоны на тот случай, если подозреваемые вздумают перемещаться по составу. Ситуация осложнялась тем, что оба "братка" явно находились под влиянием наркотиков, поэтому в голову им могло взбрести все, что угодно. На станции Мироновка, которую состав обычно пролетает на всех парах, была сделана кратковременная остановка, во время которой в вагон забрались переодетые в форму персонала и "гражданку" милиционеры. Подозреваемые были взяты под надежный контроль, но сами об этом, конечно же, не подозревали. Устраивать "возню" в вагоне было бы нелогично да и опасно для пассажиров, поэтому финальную часть операции решили проводить на Киев-пассажирский, куда подтянулась группа "Беркута".

...Поеживаясь на пронзительном ветру, мы топтали перрон в ожидании действа. Читатель наверняка догадался, что на "железке" проходили учения. Как рассказал начальник милицейского управления Юго-Западной Василий Зарубенко, их целью являлась проверка умений железнодорожной милиции действовать в экстремальных ситуациях, проводить оперативные и следственные действия (в конечном счете, именно от этого зависят покой и безопасность пассажиров). Но погодка, погодка выдалась!!! Первый день, когда лютая зима наконец-то прорвалась в Киев и обилием снега довела его, разнеженного январским теплом, до шока. С утра журналисты трезвонили в пресс-службу милиции ЮЗЖД: может, "спецоперация" отменяется? Нет, отвечали сурово, учения состоятся при любой погоде, ведь в реальной жизни нарушители под климат не подгадывают.

Состав, где ехали "наши", пропыхтел и замер. Все, как обычно, произошло в считанные секунды: не успели мы оглянуться, как двое парней были плотно прижаты скулами к обледеневшим плиткам перрона и взяты в наручники так ловко, что с плеча одного из задержанных не успела слететь спортивная сумка — крайне важный момент, не позволявший после выдвигать аргумент "подбросили". Пассажиры, сошедшие с поезда, замерли в восторге, но когда к поверженным толпой подлетели журналисты, фотографы и операторы, поскучнели: дескать, это просто "кино", а мы-то думали! Радоваться надо, а не жалеть. Разве лучше осознавать, что рядом с тобой на полках тряслись настоящие бандиты?

Как велит закон, в линейном отделе милиции при Киев-пассажирском задержанным в первую очередь разъяснили их права, после пригласили понятых. Описывать длинную, кропотливую, хотя и слегка нарушенную журналистским любопытством, процедуру следственных действий не стану, скажу только, что в итоге из сумки, находившейся на плече одного "задержанного" извлекли разобранный автомат АКСУ и два полных патронов магазина, а у второго из куртки выудили пистолет Макарова. По словам первого замначальника УМВД Украины на ЮЗЖД Андрея Чукина, в реальной жизни подобное тоже случается. Только в прошлом году зарегистрировано 100 преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия.

Вторая часть программы была посвящена проблеме, которую на Центральном столичном вокзале называют "головной болью"

— Ищите чего? — участливо спросил разгребающий лопатой снег мужчина, когда мы, оторвавшись от группы, озирались по сторонам.

— Не поверите — террористов! — пошутила я.

— Да их у нас полно, каждый день объявляются, — невозмутимо заявил вокзальный работник и снова принялся за дело.

Каждый-не каждый, но в прошлом году 16 ложных сообщений о "заминированиях" вокзала точно было. В основном упражнялись подростки и психически нездоровые люди. Одна такая дама, как рассказал, Андрей Чукин, в рекордно короткие сроки "потренировала" Центральный, Дарницкий вокзалы и станцию "Гребенка". В этом году "террористы", слава Богу, пока притихли. Но ученья все равно решено было провести — чтобы не терять форму.

Согласно "легенде", неизвестный заложил взрывустройство в зале ожидания на первом этаже (к слову, обычно "шутники" не указывают конкретного места, поэтому приходится обшаривать весь вокзал). Людей здесь немного, время подгадано такое, чтобы зря не тревожить толпу. К необходимости эвакуироваться посетители зала отнеслись без энтузиазма, но и возмущаться особо не стали. "Та де вони ту бомбу взяли, — бурчит под нос немолодая тетенька, таща объемные баулы, — нема тут никакой бомбы".

Ан есть — лежит под одним из сидений сверточек, в котором, если хорошо прислушаться, тикает будильник. (По правилам, устройство следовало искать с помощью специально обученного пса, да вот незадача — машина, в которой ехал хвостатый служивый, увязла в снежных заносах). До приезда взрывотехников находку накрывают взрывопоглощающим устройством, которое в комнате милиции, что на вокзале, всегда под рукой. После начинается кропотливая процедура обезвреживания бомбы. Честно говоря, ничего увлекательного. Поэтому всем желающих позабавиться предупреждаю: впечатлений будет мало, неприятностей — уйма. Когда "юмориста" поймают (а милиция обладает для этого специальными оперативными технологиями), его настигнет уголовная ответственность.

Наиболее характерными преступлениями на железной дороге, по словам начальника УМВД Украины на ЮЗЖД Василия Зарубенко, являются кражи, грабежи, мошенничества. Досаждает также контрабанда, тем более, что поезда по Юго-Западной дороге идут в Украину с четырех границ — с Германией, Польшей, Молдовой, Беларусью. Из Польши и Молдовы часто везут наркотики. Курьеры хорошо знают, что на подходах к столице контроль слабее, чем на Киев-пассажирском, поэтому сходят на полустанках и добираются в мегаполис на перекладных. Отсюда и задача: усилить бдительность. Орудуют на "железке" и организованные преступные группировки, с которыми тем сложнее сладить, что они не ограничиваются одним направлением, а мигрируют по разным. Одним словом, работы милиции хватает — дай Бог справиться.


В ТЕМУ
Как утверждают официальные данные, за прошлый год преступность на Юго-Западной железной дороге снизилась на 5,5 процентов. Из 2689 преступлений общекриминальной направленности раскрыто более 90 процентов. В то же самое время возросло количество краж и ограблений пассажиров. Милицейские наряды сопровождали 45779 поездов. За совершение преступлений и правонарушения в ходе движения с них было снято 12997 пассажиров.

БЫЛ СЛУЧАЙ
Такого, чтобы на "Киев-пассажирском" заложили реальную бомбу, милиция не припоминает. А вот под "схрон" для оружия вокзал пытались приспособить. Относительно недавно, о чем "Сегодня" писала по горячим следам, в автоматической камере хранения была обнаружена сумка, в которую спрятали боевые автомат и пистолет.