1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №37 (1979) за 17.02.2005

ОФТАЛЬМОЛОГИ В УПОР НЕ ВИДЯТ СВОИХ ОСЛЕПШИХ ПАЦИЕНТОВ

Мы уже сообщали о трагедии в Харькове. Там в конце ноября 22 человека, прооперированных в клинике "Эксимер", утратили зрение, поскольку в раствор попала синегнойная палочка в большом количестве.

НА ИХ МЕСТЕ МОГ ОКАЗАТЬСЯ КАЖДЫЙ

Операция по удалению катаракты и замене хрусталика для врачей сложности не представляет. А если применять современные методы и оборудование, то ее можно сделать амбулаторно, за 10—15 минут. Такую процедуру в Харькове можно пройти и в государственной больнице, где она обойдется гораздо дешевле (платить придется только за материалы). Но сработала массированная реклама: каждый из пострадавших пациентов выбрал "Эксимер". Кому-то эту клинику даже посоветовали врачи.

Операцию харьковским пациентам сделал известный российский врач — меддиректор системы офтальмологических клиник "Эксимер" Кирилл Першин. Через считанные минуты после процедуры люди уже могли видеть прооперированным глазом, даже были способны читать. Многие плакали от счастья. Этот день, суббота, 20 ноября, был последним днем в их жизни, когда они могли испытать подобную радость...

Через 15 минут после операции пациенты разъезжались по домам. Легкий дискомфорт "списали" на последствия наркоза. Через 3—4 часа каждый ощутил серьезное недомогание: резкую боль в прооперированном глазу, слабость, повышение температуры, озноб. К ночи состояние ухудшилось. Неимоверно болел глаз, раскалывалась голова. Но куда обращаться со своей бедой — никто не знал. Прооперированный по современнейшим методикам глаз, с которым происходило что-то совершенно непонятное, было страшно доверить дежурному врачу из обычной больницы. Не сговариваясь, все решили терпеть до утра — на следующий день был назначен плановый осмотр. Несмотря на бессонную ночь, вызвать "скорую" решился только один из страдальцев. Это ему не помогло: его привезли "по месту лечения" — под закрытый "Эксимер", а потом — снова домой.

"ПОЧЕМУ МНЕ ТАК НЕ ПОВЕЗЛО?"

Так думал каждый пострадавший, пока утром не увидел страшную картину — в холле клиники толпились люди с опухшими лицами и заплывшими глазами. Врачи осматривали несчастных и, ничего не объясняя, отправляли посидеть в холл. "По их реакции видно было, что они сами в шоке", — вспоминает один из пострадавших.

В клинике, которая гордится своим оборудованием и уровнем оказываемых услуг, не оказалось ни одной обычной койки, где можно было бы прилечь. Всем давали таблетки, кололи уколы и закапывали глаза, но становилось только хуже. Кто-то начал "плакать" гноем, многих мучила рвота.

"Сделайте же с ними хоть что-нибудь!", — умоляли врачей родственники. "Почему нет Першина, он ведь наш доктор!" — "Ситуация под контролем, Першин все знает, мы делаем все возможное и невозможное", — отвечали специалисты "Эксимера". Хотя, по словам свидетелей, медики не могли даже проконтролировать собственные назначения. Вместо того, чтобы отмечать, кому сделали укол, а кому еще нет, они теребили несчастных: "Вам это лекарство давали? А это? И это тоже?". А ведь некоторые уже настолько ослабели, что при очередном приступе тошноты в туалет их тянули волоком. У всех нарастала интоксикация — неизвестную инфекцию "глушили" медикаментозным ударом. Капельницу страдальцам делали на столе, но и на этот стол была очередь, поэтому каждому досталось совсем понемногу.

"Мы вас будем тут держать как можно дольше, чтобы наблюдать", — сказали медики. И наблюдали до вечера , потом отправили по домам, дескать, что мы можем сделать, сегодня — воскресенье!..

В понедельник доведенные до отчаяния родственники стали требовали от медиков "Эксимера" немедленно отправить больных куда-то, где им смогут оказать действенную помощь. "Мы как раз решаем этот вопрос, а вы нам только мешаете", — заявила директор харьковского отделения Инесса Ишкова. "Решение вопроса" оказалось настолько увлекательным занятием, что с середины дня пациентам вообще перестали давать лекарства. После двух суток боли, без сна и еды, больные находились в изнеможенном состоянии. Родные не выдержали и вызвали телевидение, чтобы хоть как-то привлечь внимание к трагедии. Это ли повлияло на ход событий, но вечером больных перевели в государственную больницу им. Гиршмана. "Эксимер" арендовал там палаты и операционную.

"ВАША МАМА ДО МОСКВЫ НЕ ДОЕДЕТ"

Но и на новом месте страдальцев не спешили лечить. "Эксимер" пообещал привезти медикаменты утром. Дочь пострадавшей пенсионерки Марии Середы Лариса Титарева потребовала от дежурного врача список всех назначенных лекарств. "Выдав" ей эту страшную тайну, медик попросил, если финансы позволят, купить медикаменты на всех. Конечно же, она купила. Инесса Ишкова, узнав об том, сказала, что доктор не имел права разглашать назначения, а Ларису упрекнула в излишней активности, не подумав однако компенсировать 200 грн.

Во вторник медики отобрали семь пациентов и отправили лечиться в Москву. Каждого убедительно попросили "не болтать" о поездке, но слухи все равно расползлись.

"Я забежала в ординаторскую, полную врачей, — вспоминает Лариса Титарева. — Просила: "Инесса Алексеевна, я вас умоляю, возьмите в Москву мою маму! Если у вас лимит семь человек, я согласна оплатить все расходы, только дайте нам шанс!" — "Ваша мама до Москвы не доедет", — ответила Ишкова. Тогда я, глотая слезы, побежала по врачам выяснять — правда ли моя мама так плоха? "Расследование" показало, что и глаз и общее состояние у мамы не хуже, чем у других.

Я прибежала к ней второй раз, она уже была одна. Прошу: "Мама не так уж плоха, может, все-таки можно ее в Москву?" А Инесса Алексеевна вместо ответа спросила: "Вы зачем телевидение вызывали? Огласки хотите?".

Вечером всем, кто оставался в Харькове, сделали операцию. Это был четвертый день после начала заболевания. Диагноз "эндофтальмит" означает воспаление оболочек глаза, угрозу слепоты и требует немедленного хирургического вмешательства. Но об этом никто не говорил ни пациентам, ни их близким.

"Москвичей" отправили в российский НИИ им. Гельмгольца только на следующий день. Их оперировали вечером в среду, всех одновременно, чтобы не терять драгоценное время. Но оно уже было упущено — безвозвратно. "Эх, Рома, тебя бы в мои руки четыре дня назад! — сокрушался российский хирург. — Были бы совершенно другие результаты!".

Эта фраза не дает теперь покоя не только Роману Баланюку, но и Марии Середе. Тем, кто остался в Харькове, пришлось в пятницу делать повторную операцию. А поскольку она делалась под местным наркозом, пенсионерка слышала, как офтальмолог сказал коллегам: "Это надо было делать в понедельник".

Некоторым пациентам понадобилась вторая, и даже третья операция. Тех, у кого начала разрушаться роговица, посадили (не положили!) в микроавтобус и повезли в киевский Центр микрохирургии глаза. Их только зря измучили дорогой. Столичные специалисты сказали: "Тут уже нечего спасать".

Чтобы глаз не вытек, некоторым пациентам его просто зашили. Люди долго верили, что все заживет, швы снимут, и они смогут видеть... "Из наших глаз сделали чучела, — говорит Роман Баланюк. — Выпотрошили и вычистили". Глаз Ромы усыхает, возможно, его тоже придется удалить, как это сделали одному из его товарищей по несчастью.

"ЭТО ДЕЛО НЕ ИМЕЕТ СУДЕБНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ"

После выписки из больницы им. Гиршмана людей, ставших в результате знакомства с "Эксимером" инвалидами, пригласили в клинику. Им предложили подписать мировое соглашение, и более того: взять на себя функции экспертов и положительно оценить работу врачей:

"Медицинская услуга оказана в полном соответствии с существующими требованиями и стандартами, с соблюдением всех норм, предусмотренных при использовании медицинских установок и оборудования, а также санитарно-гигиенического режима". "Недобросовестности либо какой-то ошибки при оказании услуги клиникой допущено не было". "После выявления у пациента заболевания ВСЕ необходимые меры по его лечению были проведены и обеспечены за счет клиники". "Пациент признает и утверждает, что вины клиники в возникновении заболевания нет; причинно-следственной связи между действиями клиники при проведении операции и возникновением заболевания нет"!..

Авторы соглашения позаботились о том, чтобы надежно "закабалить" своих жертв: "Пациент обязуется не предоставлять без согласования с клиникой кому-либо какую-либо информацию, противоречащую утверждениям пациента, приведенным в этом соглашении". "Все возможные моральные и имущественные претензии (как сейчас, так и в будущем) исчерпывающе удовлетворены фактом принятия клиникой обязательств по этому соглашению".

Что же пообещала клиника? Тем, кто подпишет соглашение — вернуть стоимость операции (от 3084 до 5250 грн.), а также обеспечить пожизненное офтальмологическое лечение. Кто в здравом рассудке на него позарится?

"Это соглашение — верх цинизма, — заявила Лариса Титарева. — Я отказалась его подписывать. Тогда адвокат Владимир Олевский мне сказал: "Вы можете идти куда хотите — в суды, в прокуратуру. Но запомните: это дело не имеет судебной перспективы".