1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №38 (1980) за 18.02.2005

КТО ФИНАНСИРУЕТ И КТО КОНТРОЛИРУЕТ

К сегодняшнему дню, практически все эксперты сходятся на том, что общественное телевидение должно создаваться за счет упразднения НТКУ с использованием его вещательных частот, а также материально-технической базы. Однако при этом непроясненными остаются два основных вопроса: финансирование и форма общественного контроля за политикой канала. Собственно от их решения и зависит в первую очередь — станет ли общественное телевидение действительно общественным и не превратится ли в очередную "телеигрушку" властей или неких частных групп влияния.

КАК ФИНАНСИРОВАТЬ

Если вынести за скобки вопрос о суммах финасирования, а сосредоточится на его принципах, получится следующая картина.

Если смотреть на мировую практику, то там наблюдается следующая картина. Кстати, полное или почти полное государственное финансирование общественного телевидения осуществляется в Японии (100%), в Норвегии — 99%, Дании — 90%, Германии — 82%, Великобритании — около 80%. Граждане этих государств платят абонплату или ежемесячный лицензионный сбор, который они вносят с момента покупки телевизора. Остальное финансирование осуществляется за счет "спонсорских" средств. В Португалии, Испании, Франции, Канаде предусмотрено государственное субсидирование.

Теперь перенесемся на нашу землю. Если и у нас телевидение будет финансироваться за счет бюджета - тогда какая независимость от государства? Сможет ли оно также как в Европе побороть соблазн действовать по принципу "кто платит деньги тот и заказывает музыку".

Есть еще вариант абонентской платы. Но много ли зрителей согласится платить за эфир, тем более совершенно нового канала?

Наконец, есть и общественные пожертвования. Но много ли найдется у нас богатых меценатов, которые просто так, не имея взамен никакого влияния на политику канала, профинансируют его создание?

Еще один болезненный вопрос - реклама. Конечно, с одной стороны глупо запрещать общественному телевидению зарабатывать деньги, если есть такая возможность. Однако если он при этом еще и финансируется государством, то получается нечестная конкуренция с коммерческими каналами, которые госфинансированием не обладают — ведь ОТВ может начать откровенно демпинговать. Не случайно, что во многих странах реклама на общественном канале ограничена, либо вообще отсутствует. Можно правда, вообще лишить ОТВ финансирования и посоветовать зарабатывать на рекламе, но тогда чем этот канал будет отличаться от коммерческих? И как можно тогда побуждать его к работе над собственными дорогостоящими продуктами, если гораздо выгоднее крутить российские сериалы?

КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ

Впрочем, все описанные выше проблемы в принципе решаются во всем мире за счет жесткого общественного контроля за политикой ТВ. В цивилизованных странах принято назначать его руководителя наблюдательным советом, который контролирует и деятельность самого телеканала. При этом в наблюдательном совете должно быть как можно больше представителей, причем, они не обязательно должны быть телевизионными специалистами, однако должны пользоваться доверием людей и представлять все регионы страны, партии, меньшинства, включая расовые, этнические и даже сексуальные, а также выидных деятелей культуры, науки и спорта. Их кандидатуры открыто обсуждаются и избираются парламентом. Хотя есть и исключения. Например, в Британии членов совета утверждает королева.

Для Украины этот вопрос не менее актуален. Например, кто будет вносить кандидатуры в набсовет и утверждать их? Парламент, президент? И как, допустим, будет решаться вопрос о равном представительстве в набсовете украинских регионов, учитывая их весьма различные политические предпочтения? А как насчет сексуальных меньшинств? Здесь есть над чем подумать...