1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №42 (1984) за 23.02.2005

КАЖДЫЙ ГОД В КИЕВЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ 1000 ЛИФТОВ-УБИЙЦ

Тему изношенности и опасности киевских лифтов мы поднимали неоднократно. Еще свежи в памяти трагедии минувших лет, когда "подъемники-убийцы" забрали жизни детей. А из трубки редакционного телефона то и дело доносится возмущенное: "У нас уже месяц (два, три, четыре...) не работает лифт". И, скорее всего, подобных жалоб будет все больше, ведь с каждым годом количество машин, которым пора на свалку (более 25 лет "стажа работы"), увеличивается на 900—1000 единиц, а объемы работ по их замене и модернизации оставляют желать лучшего.

И причин тому — масса. Одна из основных — уже привычная для города нехватка средств на содержание и ремонт лифтового хозяйства. Раньше эти деньги поступали из квартплаты. Но сегодня она не покрывает расходы эксплуатационных организаций. Посему некоторые районы города (Оболонский, Подольский и Шевченковский) были вынуждены создать собственные эксплуатационные предприятия и участки по техобслуживанию подъемников.

ЛИФТОВ-"ПЕНСИОНЕРОВ" УЖЕ БОЛЕЕ 5 ТЫСЯЧ

В жилищном фонде Киева таких "пенсионеров" 5057. Еще в 2001 году для решения проблемы обновления лифтового оборудования Киеврада утвердила программу "Лифт" с адресным списком подъемников, подлежащим замене или модернизации, и обязала райадминистрации привлекать на замену лифтов и реконструкцию диспетчерских систем половину прибыли от аренды нежилых помещений районной коммунальной собственности.

Впрочем, программа, рассчитанная на 5 лет, не дала ожидаемых результатов: в течение 2001—2004 годов были заменены или модернизированы около 60% подъемников от количества запланированных. Почему? Во-первых, Оболонский, Святошинский и Соломенский районы обновление лифтового хозяйства за счет арендной платы в 2004-м не планировали. Во-вторых, опять-таки подвело отсутствие денег. Если первый год финансирование программы совершалось за счет городской казны, то уже третий год этим занимаются районы, необходимые средства в бюджетах которых, увы, не закладываются. Да и не все районы прибыль от аренды используют на лифты. А под названием "модернизация" нередко проводятся обычные ремонты подъемников с заменой элементов оборудования, что отнюдь не улучшает эксплуатационные характеристики машин и не обеспечивает их соответствие требованиям безопасности.

КАБМИН ПРИРОВНЯЛ ПОДЪЕМНИКИ К КРАНАМ И КОТЛАМ

Очередная попытка разрешить проблему обновления лифтов (100% которого по нынешним ценам "потянет" на 733 млн грн.) была предпринята непосредственно в районах. По словам Виталия Шайдецкого, заместителя начальника главного управления жилищно-коммунального хозяйства, столичные РГА разработали программы по замене, модернизации и ремонту устаревших и физически изношенных лифтов на 2005 год, которые предусматривают замену-модернизацию на тендерной основе 305 подъемников на сумму 24,6 млн грн. Как выполняется эта программа, покажет время.

А сейчас райадминистрации пытаются реализовать Программу по замене и модернизации лифтов на 2005—2010 года, подготовленную по отдельному поручению Кабмина от 12.05.03. Документ, кстати, был скорректирован с учетом отставания программы "Лифт", но объемы финансирования последних лет ставят под сомнение выполнение и этой задумки. Из-за дефицита средств ЖЭО Киева не успели решить вопрос экспертного обследования подъемников, которые отработали четверть века. "Медвежью услугу" эксплуатационным организациям в этом деле сделало правительство, издав в прошлом году постановление об утверждении Порядка проведения осмотра, испытания и экспертного обследования (технического диагностирования машин, механизмов, оборудования повышенной опасности), которое фактически прировняло лифты к кранам и котлам.

Так, если по старым нормам экспертному обследованию подвергались подъемники, отработавшие 25 лет, то по новым правилам эту процедуру нужно проводить: до начала замены-модернизации, после, перед пуском новых лифтов в эксплуатацию, после ремонта и выполнения работ по выводам экспертного обследования. Между тем, это самое обследование, по данным Киевского экспертного центра, "тянет" на 1100—1500 грн. Выходит, дополнительно на текущий год в районных бюджетах нужно заложить 6 млн грн. А это — годовая стоимость техобслуживания лифтов в двух районах. Как отметил Шайдецкий, власти столицы обращались по этому вопросу в Госнадзорохрантруда, но получили "гарбуза".

"ЛИФТ НЕ РАБОТАЕТ. БЛИЖАЙШИЙ — В СОСЕДНЕМ ПОДЪЕЗДЕ"

Основательно поизносились за последние годы и объединенные диспетчерские системы (ОДС). Из 235 систем более 60 нуждаются в замене, однако в год производится реконструкция всего 2—3 ОДС. Кстати, в прошлом году на жилмассиве Виноградарь была разработана и установлена современная компьютерная система связи и телекоммуникации "Промінь". Она — более дешевая, чем те, которые устанавливались ранее. Сегодня такая же система смонтирована и эксплуатируется на ул. Мостицкой, 20, обслуживая 40 домов. Однако, чтобы внедрять эту ОДС в дальнейшем, необходимо загодя готовить специалистов. Курс обучения должны проходить и диспетчеры жэков. К слову, система "Промінь" может выполнять и охранные функции с выведением камер наблюдения за состоянием лифтов, подъездов домов на мониторы компьютеров.

По состоянию на 31 января в жилсекторе Киева не работало 67 лифтов. Количество подъездов, где не функционирует ни один подъемник, — 28. Это напоминает ситуацию из анекдота, когда в объявлении на дверях лифта значилось: "Лифт не работает. Ближайший — в соседнем подъезде". Больше всего "спортивных" горожан проживают сейчас в Деснянском, Оболонском, Соломенском и Святошинском районах. Такое положение дел, утверждают чиновники, — последствие задолженности (18,9 млн грн.) владельцев жилфонда обслуживающим организациям. Некоторые машины простаивают от до месяца из-за того, что ремонтникам не за что купить запчасти.

Актуальными остаются вопрос санитарного состояния лифтовых кабин (подолгу не убираются), а также проблема вандализма. Большинство подъемников, которые долго простаивают, в свое время были обкрадены. А приобретение дорогих запчастей выливается "в копеечку". Особенно часто лифтовые вандалы промышляют в Оболонском, Святошинском, Дарницком районах, а недавно за один день 12 машин ограбили в Подольском районе. Отметим, что от эксплуатирующих организаций заявления по факту вандализма в лифтах правоохранители не принимают — этим должны заниматься владельцы подъемников, которые несут ответственность за их состояние.