1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №43 (1985) за 24.02.2005

АВТОСТРАХОВАНИЕ: КАК СЭКОНОМИТЬ

Чем ближе 1 апреля — дата, начиная с которой ГАИ получит право штрафовать на 8,5—17 грн. тех, кто не обзавелся полисом обязательного страхования автогражданской ответственности на случай ДТП (ОСАГО), тем больше владельцев "колес" задумываются, что выгоднее: страховаться или лезть в кошелек каждый раз, когда перед глазами возникнет жезл автоинспектора. А нельзя ли сэкономить при покупке полиса? Оказывается, варианты есть.

Самый простой — застраховаться не на весь год, а только на то время, когда вы реально пользуетесь машиной. Ведь многие (особенно пенсионеры) ездят только полгода или 7 месяцев — в дачный сезон. Если взять наиболее характерный случай: машина с объемом двигателя до 1600 куб. см ("Запорожец", "Таврия", ВАЗ, "Москвич", недорогая евроиномарка), зарегистрированная в Киеве, стаж водителя более 10 лет, то полис на полгода будет стоить только 260 грн., а не 372, как на год. Причем для пенсионеров и инвалидов II группы, владеющих такими автомобилями, предусмотрена скидка в 50%. То есть реально эти люди заплатят всего 186 грн. за годовой полис и 130 грн. за полугодовой, но его действие распространяется только лично на них, другие водители этой машины должны страховаться отдельно.

Следующий вариант экономии: жители крупных городов могут зарегистрировать личный автомобиль на периферии, например, на родственника в селе, и ездить по доверенности. Дело в том, что повышающие коэффициенты на базовый платеж (291 грн.) в областных центрах составляют 1,2—1,5 (в Киеве — 1,5—1,8), а в регионах — от 0,5 до 1. Для приведенного ранее примера реальная экономия составит максимум 30%. Дело в том, что, как нам сообщили в Моторном (транспортном) страховом бюро Украины, пока нет разъяснения Верховной Рады, как применять понижающий коэффициент: ориентируясь на место жительства владельца автомобиля или на местонахождение МРЭО, где он зарегистрирован. Страховщикам выгоднее брать при расчетах место регистрации, полис в этом случае стоит дороже. Получается парадокс: житель села с населением в 1000 человек не может воспользоваться своим правом на понижающий коэффициент 0,5, потому как в селе, понятно, МРЭО нет. Его машина зарегистрирована в райцентре, где живут, к примеру, 120 тыс. чел., и коэффициент по закону об автостраховании уже равен 0,8—1.

Наконец третий, вполне реальный способ сберечь свои деньги — ездить, не попадая в аварии. Правда, начнет он действовать не сразу, а только по истечении договора страхования, заключенного минимум на полгода. Если за это время по вине водителя не возник страховой случай, начинает работать так называемый "бонус-малус" — система скидок за безаварийную езду при повторном страховании. Схема расчетов достаточно сложна, но вполне реально через несколько лет платить почти вдвое меньше, чем первоначально.

Многие надеются и на "четвертый путь" — снижение базового платежа. Об этом недавно шла речь во время встречи министра транспорта и связи Евгения Червоненко с представителями Союза таксистов. Увы, как нам кажется, это маловероятно. Во всяком случае, глава Госфинуслуг Виктор Суслов сообщил "Сегодня", что сумма базового платежа в 291 грн. была рассчитана дипломированными специалистами-актуариями (специалисты по расчету стоимости услуг) , не доверять которым нет оснований. "Это нужно четко понимать, прежде чем говорить о возможности снижения тарифов", — сказал он. Ни у Госфинуслуг, ни у Кабмина, ни у президента нет сейчас юридического права требовать пересмотра данной цифры, для этого необходимо вносить изменения в закон об ОСАГО. Кстати, по словам г-на Суслова, базовый платеж по этому виду страхования в Украине ниже, чем в любой европейской стране, включая государства бывшего СССР. К примеру, в России, он равен 1980 руб. (около 375 грн.).


ИСТОРИЯ ВОПРОСА
1996 г.
Кабмин принял постановление N1175 об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) на случай ДТП. Сумма ежегодного страхового платежа составляла около 100 грн. Ответственность за отсутствие страхового полиса не предусматривалась.
2004 г.
Принят закон об ОСАГО, вступивший в силу 1 января 2005 г. Расчетная величина базового платежа составила 291 грн., средняя цена полиса — 250—450 грн. За отсутствие полиса с 1 апреля работники ГАИ могут оштрафовать водителя на 8,5—17 грн.