1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №43 (1985) за 24.02.2005

НА СЛЕТЕ ШАМАНОВ В МАРОККО УКРАИНСКИХ ПРЕСТУПНИКОВ ИСКАЛИ... КОЛДУНЫ

Аскетичный, малоподвижный на телеэкране Константин Стогний, чье имя у зрителей "Интера" ассоциируется, в основном, с криминальными историями, оказывается, в реальной жизни весьма романтичный человек, интересующийся всем мистическим и загадочным. Об этом — ни в коем случае не о "чернухе" — мы и побеседовали с Константином. Напомним, что Стогний еще и ведущий проектов "Настоящий детектив" и "Параллельный мир".

— Почему же вы стали интересоваться всякого рода тайнами и загадками?

— Поскольку преступность в широком смысле этого слова границ не имеет, моя работа связана с постоянными командировками в различные точки земного шара. Помню, в древнем городе Босра мы набрели на поселение людей, обитающих в своеобразных постройках — норках тысячелетней давности. Когда попадаешь туда, кажется, что на Земле за десятки веков ничего не изменилось. Когда мы, наконец, с ними разговорились, я им показал альбомчик с фотографиями. Особенно их поразил снимок, на котором я с товарищами купаюсь в проруби. Никак не могли осознать, что бывает такое количество снега, и как вообще от плавающих в ледяной воде может идти пар. Собрались вокруг, смотрят, обсуждают. В это время одна из женщин что-то крикнула своим малышам, которые постоянно роются в земле, как мы потом поняли, в поисках древних сувениров. Мальчишка своими чумазыми ручками вытянул из карманов пару серебряных монеток и маленький крестик, и женщина мне его подарила. Возможно, давным-давно он принадлежал какому-нибудь крестоносцу или храмовнику, ведь Восток до сих пор хорошо помнит крестовые походы. Свидетель тому — крепость Крак де Шевалье, расположенная на границе Сирии и Ливана, о которой мы делали отдельную программу. В свое время она служила оплотом и "золотой кладовой" рыцарям-храмовникам. Согласно легенде, тот, кто стерег сокровища Замка Рыцарей, владел золотым крестом тамплиеров — своеобразным ключом к тайнам и богатствам могущественного Ордена. Но в какой-то момент рыцарей обуяла жадность, и они пошли на предательство, убив хранителя. Говорят, что с тех пор ежегодно в день своей гибели стражник обходит владения и тот, кто прикоснется к его золотому кресту, сможет разгадать тайну сокровищ Ордена Храмовников.

— Вы не пробовали?

— Нет, хотя к настоящему золотому кресту тамплиеров имел возможность прикоснуться во Флориде, в музее Мэла Фишера — человека, посвятившего всю свою жизнь поискам затонувшего галеона "Нуэстра Сеньора де Аточа". Сокровища, которые были на его борту, оценены сегодня в 400 миллионов долларов: это изделия из золота, серебра, а также изумруды и жемчуг. А поскольку мы снимали проект "Роковые сокровища", то нам даже разрешили кое-что примерить. Так что видите, эта тема, раз завладев человеком, уже не отпускает. К тому же одно цепляется за другое, случайные встречи и впечатления складываются в цельную картину. Случается всякое. В прошлом году, например, мы были на слете шаманов в Марокко. Чтобы не быть голословным и разобраться, не сказки ли это, пошел на определенную провокацию. Взял с собой несколько фотографий, в том числе двух преступников, находящихся в розыске, и одного человека, которого уже нет в живых.

— И как вы объяснили, почему разыскиваете последнего?

— Как правило, у людей, обращающихся к экстрасенсам, семейная проблематика на первом плане. Вот и решил сказать, что от него ушла жена. Многие, к кому обращались, просто откладывали в сторону фото умершего, а о двух других говорили, что у них сложная судьба. Так продолжалось до тех пор, пока один из колдунов не согласился помочь. Правда, сказал, что ему надо посоветоваться с отцом, живущим где-то в пустыне. А утром сообщил: один из тех, о ком мы спрашивали, куда-то бежит, а второй находится в закрытом помещении. Подумав, что эта информация будет полезна нашей милиции, я позвонил в Украину. Каково же было мое удивление, когда начальник УВД сказал, что одного из преступников задержали... накануне моего звонка.

— Во время командировки в Таиланд вам тоже помогали ясновидящие?

— После цунами мы ездили в Таиланд дважды. Во время первой экспедиции на острове Пхукет вдруг невесть откуда появился буддистский монах, который на ломанном английском спросил: "Зачем вы ищите то, что вам заведомо не понравится?" В ответ я выдал не менее философскую сентенцию: "Это наш путь, мы его не выбираем". После чего он и привел нас к месту, где мы обнаружили труп девушки, которая, возможно, являлась нашей соотечественницей. Когда же собирались на Пхукет во второй раз, то по просьбе родственников одного из пропавших согласились на встречу с ясновидящей. Она отметила на карте острова точку, где, по ее словам, мы можем найти следы интересующего нас человека. Эта программа еще не вышла, поэтому, забегая вперед, скажу: на этом месте действительно оказался небольшой городок Таймуанг. До сих пор не понимаю, как человек, находящийся в Украине, мог об этом знать, ведь на карте городок никак не обозначен — слишком маленький.

Кстати, после поездки в Таиланд у нас укрепились отношения с центральным офисом Интерпола, который находится в Лионе. А когда случилась командировка по уголовным делам во Францию, меня пригласили посетить еще и Италию. Когда в судьбе нашей страны происходили серьезные перемены, возникло какое-то подсознательное желание отойти от политических игр и вспомнить о том, что есть вечное. К тому же мне очень хотелось посмотреть на фреску "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи в церкви Санта Мария делле Грацие.

— Удалось?

— То, с чем я столкнулся, достойно сюжета отдельной программы. Пока идея зреет, но могу сказать: она достаточно неожиданна даже для нашей студии документальных фильмов и спецпроектов. Думаю, появится проект, посвященный знакам, криптограммам, взаимосвязи языческих и христианских символов, которые встречаются в различных культурах. Например, откуда перед Иудой Искариотом на знаменитой "Тайной вечере" Леонардо да Винчи перевернутая солонка — древний языческий символ?

— Картина вам об этом "поведала"?

— В Италии мне рассказали интересную притчу: якобы при создании фрески Леонардо столкнулся с огромной трудностью — он должен был изобразить добро, воплощенное в образе Иисуса и зло в лице Иуды, но ему никак не удавалось найти подходящие модели. Однажды, когда он присутствовал на выступлении хора, то увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа! Он пригласил юношу в мастерскую и сделал несколько набросков. Прошло три года. "Тайная вечеря" была почти завершена, однако Леонардо так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись церкви, торопил его, и однажды художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор. С большим трудом пьянчужку притащили и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а художник, не теряя времени, зарисовывал все пороки, которыми дышало его лицо. Когда он закончил работу, нищий, успевший немного протрезветь, увидел перед собой картину и вскричал: "Я уже видел ее раньше!" — "Когда?" — недоуменно спросил Леонардо. И услышал в ответ: "Три года назад, еще до того, как все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна надежд, какой-то художник написал с меня Христа".

— Впечатляет!

— Увы, на самом деле, это всего лишь поучительная легенда о самопредательстве. Все знают, что последней он нарисовал именно голову Христа.

— "Тайная вечеря" — о предательстве близкого окружения, согласитесь, это не менее интересная тема?

— Сюжет картины, по-моему, сродни нашим нынешним страстям. Сейчас в стране происходят серьезные кадровые перемены, наверное, в какой-то мере они разумны, но, возможно, и спорны. Общаясь с уволенными генералами милиции (я не берусь сейчас оценивать справедливо или несправедливо они лишились своих должностей), понимаешь, сколько предательства вокруг. Осознаешь, что происходит и в душах тех, кого предали, и в душах тех, кто предал. И приходишь к выводу: февраль 2005 года войдет в историю Украины, к сожалению, и как история великого предательства. И в этом смысле "Тайная вечеря" актуальна нашему времени. Вот такая невеселая картина получается.