1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №43 (1985) за 24.02.2005

"КУКОЛЬНАЯ" ЖИЗНЬ КЛАВДИИ РУДАКОВОЙ

Судьба предопределила Клавдии Григорьевне жестокие испытания. В один год с разницей в десять дней она похоронила своих уже взрослых детей — сына и дочь. Они долго и мучительно умирали у нее на глазах. Сначала врачи поставили страшный диагноз дочери — опухоль мозга. После операции девушка потеряла зрение и двадцать лет жила не видя белого света. У сына отказали ноги, на восемь лет он был прикован к постели. Клавдия Григорьевна, оставаясь на службе в МВД — с 1949 года работала паспортисткой, даже устроилась ночной няней в детском саду. Женщине одной приходилось поддерживать угасающие жизни сына и дочери. Когда она их потеряла, казалось, был потерян и смысл ее жизни. Остались только воспоминания.

МОДЕЛЬНЫЙ РЯД НАЧАЛСЯ С ЛЫСОЙ ДЕВОЧКИ

В 1959 году она приехала с мужем в Симферополь из Львова — молодая, красивая, элегантная. На фотографиях той поры Клавдия Рудакова в пикантных шляпках похожа на киноактрису. Все только начиналось! Благодарности и уважение на работе, отдых у моря. Через несколько лет — ордер на жилье. Своя отдельная 2-комнатная квартира в новом доме, да еще в Крыму — большая радость и удача по тем временам. Потом рождение дочери, сына, внуков (Один из внуков, ко всем несчастьям, недавно уехал в Москву и там пропал без вести. — Авт.). И все было судьбой перечеркнуто 25 лет назад. Как она жила долгие годы после смерти детей, Клавдия Григорьевна объясняет со вздохом: "Вспоминала и плакала. Не жила — доживала".

Незначительный бытовой эпизод весной 2001 года, по сути, стал стимулом для ее новой — второй жизни. 78-летняя Клавдия Рудакова перебирала старые вещи на балконе, сортировала банки и тряпье и вдруг наткнулась на старую куклу — обычная, забытая, поломанная игрушка. Лысая, с оторванной ногой, пластмассовая девочка. Как вспоминает Клавдия Григорьевна, у нее при виде этой калеки сжалось сердце.

— Мне так стало ее жалко! — говорит она. — Вспомнила, что с этой куклой играла моя дочь. Не знаю, но решила тогда твердо — сберегу ее. Из ниток сделала волосики, а потом соседка мне принесла лоскут цветной ткани. И я буквально за один вечер сшила для куклы платье.

Позже Клавдия Григорьевна поставила свою красавицу в буквальном смысле на ноги. Попросила дворника, чтобы приносил ей выброшенные игрушки — если будут попадаться. Тот приносил — так и подобрали недостающую пластмассовую ногу. С этой куклы и началась коллекция Клавдии Рудаковой.

ИДЕИ НОВЫХ НАРЯДОВ ПРИХОДЯТ ВО СНЕ

Она загорелась желанием возвращать к жизни игрушечных мальчиков и девочек, барышень и кавалеров. Их у нее уже больше 100. У каждой куклы свой неповторимый имидж, оригинальный наряд. Все они расставлены по квартире. Когда переступаешь порог дома Клавдии Григорьевны, то сразу попадаешь в кукольный театр мод. Первая витрина расположена сразу же в коридоре — от пола до потолка куклы в одежках разных фасонов, размеров и цветов. В комнате — их еще больше, уже по всему периметру помещения. Толстощекие пупсы, дамочки в шляпках, изящные блондинки, жгучие брюнетки, жених с невестой, падишах в чалме с индианкой в жемчугах, даже десять негритят. У неподготовленных зрителей просто может закружиться голова — тут тебе и восточный ряд, и серия моделей "барби", и выставка советского ретро, и карнавал средневековых костюмов.

Удивительно то, что Клавдия Григорьевна никогда не училась шитью и моделированию. Свои художественные образы создает без выкроек и лекал — как фантазия подсказывает. Даже технику создания миниатюрных шляпок и крошечной обуви — освоила самостоятельно.

— Никогда раньше толком не шила, — рассказывает она. — Так детям что-то подшить, заштопать — как все. Да и времени у меня в молодости особенно не было — все на службе. А когда у меня появился тот лоскуток, — просто взяла и сделала из него платье. Очень хотелось, чтобы вышло красиво. И, кажется, получилось. Меня даже больше удивляет то, как я вижу образ куклы. Вот просто пластмассовый голыш возьму в руки и уже вижу, как она будет одета. Иногда мне новые наряды снятся — вот эта в белом будет, такое платье, шляпка, сумочка. Утром проснусь и за работу: найду подходящие рюшки, тряпочки — два дня и готово. Тогда я успокаиваюсь, какое-то время любуюсь новой красавицей, но и она отходит на второй план, — появляются новые идеи.

ПОЖИЛОЙ МОДЕЛЬЕР СТАНОВИТСЯ ГОРОДСКОЙ ЗНАМЕНИТОСТЬЮ

Юбилейная 100-я кукла из коллекции Клавдии Рудаковой вышла в свет в золотистом платье с оранжевым боа. Я поинтересовался, не под влиянием ли прошедших выборов появилась такая тенденция в кукольной моде?

— Политика ни при чем, — смущенно говорит Клавдия Григорьевна, — у меня много моделей и в бело-голубых нарядах. Но вот так увидела эту куклу, — захотелось, чтобы она была очень яркой. Кажется, получилось. Я ведь теперь за материалами иногда специально хожу в магазин — покупаю у старьевщиков рублевые вещи. Из них тоже делаю украшения и одежду для кукол.

Слава о кукольной коллекции быстро разлетелась по городу. И Клавдия Григорьевна незаметно для себя снова стала публичным человеком — то с телевидения к ней приедет съемочная группа, то с куклами пригласят на выставку. Зачастили гости. В основном, все относятся к бабушкиному увлечению игрушками с интересом и восторгом, а школьницы — в ученицы просятся. Приносят лоскутки материалов и куклы, — на балконе их теперь десятки брошенных, поломанных, уродливых. И у всех этих пластмассовых, резиновых, целлулоидных очередников есть шанс стать моделью.

— Они все у меня любимые. Другой раз ложусь спать — обойду их всех, поговорю или вот поправить хочу: "Ох, ты моя девочка, что ж ты падаешь!" Так с ними разговариваю. Они мне помогают. Иногда плохо себя чувствую — нога болит сильно, артрит — это же, не дай Бог, а мне все равно хочется делать, потому что я этим живу. Возьмусь за работу, и все как будто проходит. Жаль зрение плохое — так бы шила быстрее.