1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №44 (1986) за 25.02.2005

"КОНТРАБАС": КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ В ОДЕССЕ

Как заявлял великий сын турецко-подданного Остап Бендер, вся контрабанда делается в Одессе на Малой Арнаутской. В связи с новой правительственной программой эту легендарную улицу в Одессе не переименовали, знаменитый вещевой рынок, известный как "7-й километр", в асфальт не закатали, товары с "лейблами" фирм всех стран мира можно найти и у "Привоза" и — где хотите.

"ЧЕРНЫЙ" ГРУЗ, "СЕРЫЙ" ГРУЗ...

Хозяин контейнера на "7-м километре", он же реализатор, при условии анонимности, рассказал о схеме поступления товара. Выглядит она примерно так. Едет торговец в Турцию, отбирает товар по ассортименту, оговаривает количество, платит деньги и... гуляет по городу. Заинтересованные в сбыте товара лица сами его пакуют в знаменитые челночные клетчатые баулы, доставляют их, чаще всего, на паром. Этим же паромом, а если не жалко денег, то и самолетом, добирается наш земляк к себе в Одессу. В назначенное время ему звонят и говорят, когда получить товар уже на самом рынке. Как правило, это ближе к полуночи. Выгружают из машин огромное количество таких баулов. На каждом написаны имена: Маша, Петя, Витя и т.д. Находит он свои "опознавательные знаки", отстегивает за каждый баул по 200 долларов — и, пожалуйста, торгуй себе на здоровье. Какая там таможня! Торговец со стажем обрастает связями и со временем даже не тратится на поездку в ту же Турцию. Звонит по телефону своим поставщикам, оговаривает содержание "посылок" и в назначенное время получает по уже обкатанной схеме. При этом ни у кого не возникает сомнения, что товар проходит через легендарную Черноморскую региональную таможню "черным грузом", о котором "все знают", за который "все получили" и который никому и в голову не придет проверять.

Тот, кто хочет соблюсти хоть какие-то таможенные "приличия", везет груз сам и пытается заплатить за "спасибо" поменьше (называется — пройти "серым грузом"). Закупил, например туалетную воду по 3 доллара за флакон, а в декларации указывает, что по 30 центов. Отсюда и размер пошлины меньше и таможеннику можно тоже заплатить не астрономическую сумму.

КТО БОРЕТСЯ С "КОНТРАБАСОМ"?

Ну, а когда товар уже на рынке, то попробуй докажи, что он контрабандный. Да и кто будет это делать? В обязанности отдела милиции "Промрынок "7-й километр" это не входит. Его сотрудники только помогают проводить проверки соответствующим службам, будь то налоговая или сотрудники СБУ. Потому как реализаторы — народ горячий и "всякое может быть". Как рассказал "Сегодня" замначальника отдела майор милиции Александр Калеуш, основная задача милиции рынка — обеспечение порядка. Но когда возникает подозрение по контрабанде, сообщают в соответствующие службы (своего специалиста нет по штату).

Как правило, пресекают поступление контрабанды на рынок сотрудники Управления госслужбы борьбы с экономическими преступлениями УМВД в Одесской области. В 2004 году ими возбуждено 53 таких уголовных дела. Например, в отношении предпринимателя С., который, минуя таможню, незаконно провез в Украину товары на сумму более 100 тысяч грн. Выявлен канал контрабандного ввоза обуви из Румынии в Украину. Только в этом году убытки государства от этого составили более 280 тыс. грн.

ЧТО ПОЧЕМ...

Как рассказывают опытные люди, на таможне регистрация одной декларации — 10 у.е., столько же за визу в отделе платежей. Инспектору на выпуске, чтобы не вываливал всю машину, а просто посмотрел проход в грузе — 60 долларов, инспектору отдела по борьбе с контрабандой, чтобы, опять-таки, не вываливал груз или не устраивал 100% досмотр — 20 у.е.. В отделе тарифов — 50 у.е. За оформление ТИРа (основной документ) — 50 у.е. После 16.00 в рабочий день все ставки удваиваются. Таким образом в день уходит до 200 долларов на каждый контейнер. Из каждого порта (Одесса, Ильичевск) вывозится с подобным оформлением до 400 контейнеров в сутки. То есть весь состав таможни выносит в рабочий день до 80 тысяч долларов. За год — до 20 млн. И это, как говорится, без чистого "контрабаса", то бишь контрабанды. За нее — отдельный расчет.

...И ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ?

"Сегодня" провела на рынке блиц-опрос.

— Что нужно, чтобы закупающие товар за границей проходили таможню "по-чистому"?

Елена Ивановна, хозяйка трех контейнеров, торгующая женской одеждой, привозимой из Турции: "Четче организовать скорость прохождения товара через таможню. Ведь платим брокерам, которые знают, сколько и кому "отстегнуть", не столько потому, что таможенные пошлины высоки, с этим можно было бы управиться, отрегулировав цену на товар. Платим, чтобы не мучиться на растаможке сутками"

Петр, торгующий обувью: "Сделали бы ускоренную процедуру досмотра, установили бы какой-то тариф на контейнер с товаром, чтоб заплатить, не пересчитывая туфли, — все было бы быстро, законно. Для нас деньги те же были бы, а для государства — все пошли ему бы, а не осели в карманы брокеров и "помогающих" нам таможенников.

— Приведет ли борьба с контрабандой к чему-то лучшему или найдется новая "цепочка", работающая по старому варианту?

Все торговцы отвечают примерно одинаково: "Организуют прохождение товара так же быстро, как это нам делают брокеры, будет всем хорошо. Не получится, значит, пройдет время, объявятся новые брокеры и мы будем работать, как прежде".

P.S. Пресс-служба Черноморской региональной таможни (кстати, на днях объявили, что она будет реорганизована в несколько других, помельче) сообщила "Сегодня", что прокомментировать все это как бы и некому. Начальник уже в Киеве (вроде бы ожидает повышения), туда же отправились 14 человек от руководства (якобы на учебу в течение 28 дней).